Найти тему
Геннадий Руднев

Соседи Донской Руси

Князь Святослав говорил: "Один на один - нападай. От двоих -  обороняйся. Троим - не поддавайся. Пятерых - перехитри. Это закон предков."
Князь Святослав говорил: "Один на один - нападай. От двоих - обороняйся. Троим - не поддавайся. Пятерых - перехитри. Это закон предков."

Русь Донская существовала в эпоху, когда отдельные племена и народы очень быстро перемещались в пространстве и во времени. Не были исключением и соседи русов.

Во времена Псевдо-Захарии соседями русов на западе были амазонки, т.е. поляне. В IV веке они понесли тяжелые потери в войне с гуннами и призвали на помощь русов. Это было первое объединение двух родственных племенных союзов. Объединившись они удерживали эту территорию еще почти 400 лет. Но в VIII веке арабы вытеснили с Кавказа гуннское племя савиров, которые переместились на левый берег Днепра и, в свою очередь, вытеснили с него полян. На этом месте савиры продержались около ста лет. Под натиском мадьяр они ушли в Приволжские земли, где обитают поныне. Современное их название - чуваши*. После того, как мадьяры были изгнаны с этих земель здесь опять стали селиться славяне. Называть они стали себя северянами. О взаимоотношениях русов с савирами информации нет. Можно только предположить, что существенных конфликтов между ними не было, т.к. граничили они с той частью Руси, которая называлась ас-славийя, многие русы которой называли себя гуннами.

На Востоке соседями русов были сакалибы. Этот термин обычно переводят как славяне. Но, на самом деле он имеет более широкое значение. Восточные авторы исторических сочинений к сакалибам относили франков и мадьяр, а Ибн Фадлан называл сакалибами волжских болгар. Поэтому сакалибы - это не только славяне, но и другие жители степей. На Дону сакалибы были предками казаков. В этом легко убедиться, если просмотреть информацию, которую сообщали о них арабские писатели. А сообщали они, что сакалибы не были земледельцами. Из сельскохозяйственных культур они выращивали только просо. Животных, за исключением свиней, у них не было. Эти сакалибы любили парную баню и охотно парились с веником. Казаки и сейчас любят это занятие. В отличие от славян донские сакалибы носили не плетеную обувь, а сапоги. У сакалибов было много пчел и мёда. Из мёда они готовили хмельной напиток, который использовался во время торжественных мероприятий и похорон. С производством мёда связана одежда сакалибов - длинные рубахи, закрывавшие тело от шеи до щиколоток. У сакалибов было своё царство и два города - Вантит и Хордаб. Вантит был ближайшим городом к стране печенегов. В Хордабе находилась резиденция царя. Здесь ежемесячно проходил трехдневный торг. Чем торговали здесь? Торгуют обычно тем, что имеется в избытке. Донские сакалибы продавали мёд, хмельные напитки, свиное мясо, соленое сало, рыбу, которая не водилась в море (донские осетры со скифских времен поставлялись в Танаис, Боспор и Грецию) и, конечно же, рабов. У сакалибов была сложившаяся система налогообложения, которая свидетельствует о бедности народа. Царь ежегодно объезжал своих подданных и с каждой семьи брал одежду. По всей вероятности, все остальные продукты он получал от сбора пошлин с купцов и из своего домена. Основываясь на сведениях восточных авторов можно сделать выводы о причинах образа жизни, который вели сакалибы здесь. В пойме реки Дон, в его средней части много кустарника и леса, которые простирались далеко в степь. Во многих местах росли лиственные рощи. Такая местность позволяла жить здесь мелким группам людей, используя естественную защиту леса и кустарника, представляющих непреодолимую преграду для кочевников. В случае внезапного нападения жители прятались в лесу, прибрежной растительности или переплывали на другой берег. Для выпаса лошадей, коров и овец необходимы пастбища, т.е. выход в степь, которая таила потенциальную опасность нападения жителей степей. Поэтому сакалибы не разводили этих животных, а разводили свиней, содержание и уход за которыми не требовали больших затрат. В лесу они сами могли найти себе пропитание в виде диких яблок, корней растений, земляных червей, личинок и т.д. В случае опасности далеко эти животные не уйдут. Для кочевников свиньи не представляли интереса, т.к. их надо разыскивать в лесу и трудно перегонять с одного места на другое. К тому же кочевники не употребляли в пищу свинину, а некоторым (мусульманам) употребление свинины запрещено их религией. Пчеловодство тоже не требовало больших затрат. Пчелы всегда обеспечивают себя пропитанием самостоятельно. Они прекрасно могут постоять за себя сами. Зимой разыскать их в лесу практически невозможно. Условия жизни на Дону позволяли не только прятаться от врагов, но и наносить контрудары и совершать походы в земли врагов, поэтому жители Дона не были таким уж безобидным народом. Походы "за зипунами" были занятием казаков не только во времена Степана Разина. Они известны со скифских времен. Русов считают видом сакалибов, но точнее было бы считать их видом казаков, т.к. сакалибы на Дону в конечном итоге стали казаками, а именно с ними сравнивали русов восточные авторы исторических сочинений. Часть донских сакалибов находилась на службе у русов, что дало основание восточным авторам записать, что одно или несколько племен обслуживают русов.

На юге и юго-западе соседями донских русов были различные болгарские племена - осколки Великой Болгарии хана Кубрата. Самая многочисленная орда называлась кара-болгарами, т.е. черными болгарами. Их предки, как и предки обитавших здесь русов, были участниками похода на Запад с царем Аттилой. Это сближало оба народа. К тому же вожди и правители обоих племен находились в родственных отношениях. С 820 по 840 год во главе Донской Руси и племенного союза кара-булгар находились двоюродные братья. На русов кара-булгары не нападали, но и не препятствовали прохождению врагов к их границам. В IX веке печенеги и половцы вытеснили этот народ из степей на Северный Кавказ. В настоящее время их потомки называют себя балкарами.

На севере, где сейчас находится Воронежская и Липецкая область соседями русов был смешанный народ, предками которого были гунны и болгары. Они пришли сюда в конце VIII века и пробыли здесь недолго. Своим мифическим предком большая часть их считала лебедя. В 840 году они ушли с этих мест, оставив после себя фигуры лебедей, вырезанные на поверхности земли и присыпанные золой и названия населенных пунктов, связанные с лебедем. Взаимоотношения с ними у донских русов были враждебными. Гунны принимали в свои земли людей, бежавших из Руси, которые создавали здесь свои поселения**. В конце VIII века ситуация здесь изменилась в худшую сторону: сюда из заволжских степей прорвались мадьяры. В их союз входило семь мадьярских племен. По пути к ним присоединилось вначале три хазарских племени и затем еще два гунноболгарских племени, обитавших у границ Донской Руси. После этого мадьяры стали обладать такой воинской силой, с которой не могли соперничать ни болгары, ни русы. Не пожелавшие присоединиться к мадьярам гунноболгарские племена ушли на Волгу. Сейчас их потомки называются башкирами. Хазарам в это время было не до мадьяр, у них шла гражданская война. Разграбив находившиеся здесь русские поселения мадьяры вторглись в земли кара-булгар. Но те уступили им часть своей земли и тем самым приобрели себе надежного союзника для борьбы с хазарами. После этого мадьяры стали северными и западными соседями Донской Руси. Вели себя они так же, как в более позднее время вели печенеги и половцы: не проходило и года без того, чтобы мадьяры не приходили на Русь грабить, жечь, убивать и уводить в полон. Русские былины сохранили сведения о Змее Горыныче, которые имели самое непосредственное отношение к мадьярам. Змеями на Руси называли врагов. Древнее название мадьяр - угры, т.е. пришедшие с гор (Уральских). Поэтому Змей Горыныч - это мадьяры.

*Савиров называли по-разному - савиры, сувары, сувазы. Современное название "чуваш" - от последнего термина.

**Люди, сбежавшие из страны и поселившиеся в чужой стране - это варяги, т.е. враги своего племени и враги князей, от которых они ушли.