Привет, друг!
Занятие состоит из 8 блоков. Ты можешь выполнять их в любой последовательности.
Для работы тебе понадобится тетрадь, потому что не все задания выполняются онлайн. В конце занятия есть ссылка на файл со всей теорией.
Скачивай, сохраняй или распечатывай, чтобы в течение года иметь перед глазами шпаргалку.
Удачи!
План занятия
1. Словарный диктант
2. Орфоэпия (куда ставить ударение)
3. Орфография. Буквы О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных
4. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение
5. Морфология. Морфологический разбор глагола
6. Морфемика и словообразование. Словообразовательная цепочка
7. Лексика. Устаревшая лексика. Как отличить историзм от архаизма?
8. Развитие речи. «Расскажи про свой любимый вид спорта»
Ход занятия
1. Словарный диктант
Внимательно прочитай следующие слова: вправо, втроём, гимнастика, грамотный, диван, жюри, здесь, издалека, изумительный, интересоваться, телефон, шоколад.
Задание: напиши словарный диктант в тетради, а потом проверь себя.
2. Орфоэпия
Задание: запомни, как произносятся слова.
коне́чно [шн]
магази́н
моде́ль [дэ]
молодёжь
музе́й [з’]
нача́ть, на́чал, -ла́, на́чали
3. Орфография
Задание: выполни упражнение.
4. Синтаксис и пунктуация
Задание: выполни упражнение.
5. Морфология
Морфологический разбор глагола
Я люблю тебя, моя дорогая!
Сделаем морфологический разбор глагола «люблю».
I. Определяем часть речи и начальную форму.
II. Постоянные морфологические признаки: совершенный или несовершенный вид, переходный или непереходный глагол, I или II спряжение.
Непостоянные морфологические признаки: изъявительное, сослагательное (условное) или повелительное наклонение, число, время, род (в прошедшем времени) лицо (в настоящем или будущем времени.
III. Синтаксическая роль.
Проверить задание можно в файле со всей теорией. Ссылка на него в конце занятия.
6. Морфемика и словообразование
Словообразовательная цепочка
Каждое последующее слово непосредственно образовано от предыдущего.
Понять -> понятный -> понятно
Задание: выполни упражнение.
7. Лексика
Устаревшая лексика. Как отличить историзм от архаизма?
Я всегда пользуюсь следующей подсказкой: жили-были слова «бричка», «лакей», «очи» и «ланиты». Люди ими пользовались-пользовались, а потом случилось что-то!
История развивается, поэтому брички исчезли из нашей жизни. И лакеи тоже. Нет их вообще. Ни одной брички не встретите на улице, ни одного лакея. История сделала своё дело. Следовательно, это слова называем историзмами. Нет явления - нет слова.
А очи и ланиты никуда не исчезли. У нас есть глаза и щёки. Просто нам разонравилось так их называть. Вот мы и сдали старые версии в архив, а вместо них используем новые. Следовательно, их называем архаизмами.
Задание: выполни упражнение.
8. Развитие речи
Расскажи про свой любимый вид спорта
Напиши ответ в формате сочинения-рассуждения.
Проверить можно самостоятельно, попросить помощи у своего учителя, репетитора, привлечь к этому родных или друзей. Это могу сделать и я, но уже за дополнительную плату.
Должны ли люди заниматься спортом? Какие преимущества есть у людей, занимающихся спортом?
Ссылка на файл со всей теорией и ответами на некоторые задания.
Чтобы закрепить знания, вспомни всё занятие, а в комментариях или у себя в тетрадке напиши ответ на вопрос: "Что показалось мне самым сложным на сегодняшнем занятии?"
Спасибо!