Найти в Дзене

5 класс. Занятие 4 из 10

Оглавление

Привет, друг!

Предыдущее занятие.

Занятие состоит из 8 блоков. Ты можешь выполнять их в любой последовательности.

Для работы тебе понадобится тетрадь, потому что не все задания выполняются онлайн. В конце занятия есть ссылка на файл со всей теорией.

Скачивай, сохраняй или распечатывай, чтобы в течение года иметь перед глазами шпаргалку.

Удачи!

План занятия

1. Словарный диктант

2. Орфоэпия (куда ставить ударение)

3. Орфография. Буквы О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных

4. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

5. Морфология. Морфологический разбор глагола

6. Морфемика и словообразование. Словообразовательная цепочка

7. Лексика. Устаревшая лексика. Как отличить историзм от архаизма?

8. Развитие речи. «Расскажи про свой любимый вид спорта»

Ход занятия

1. Словарный диктант

Внимательно прочитай следующие слова: вправо, втроём, гимнастика, грамотный, диван, жюри, здесь, издалека, изумительный, интересоваться, телефон, шоколад.

Задание: напиши словарный диктант в тетради, а потом проверь себя.

2. Орфоэпия

Задание: запомни, как произносятся слова.

коне́чно [шн]
магази́н
моде́ль [дэ]
молодёжь
музе́й [з’]
нача́ть, на́чал, -ла́, на́чали

3. Орфография

-2

Задание: выполни упражнение.

4. Синтаксис и пунктуация

-3

Задание: выполни упражнение.

5. Морфология

Морфологический разбор глагола

Я люблю тебя, моя дорогая!

Сделаем морфологический разбор глагола «люблю».

I. Определяем часть речи и начальную форму.

II. Постоянные морфологические признаки: совершенный или несовершенный вид, переходный или непереходный глагол, I или II спряжение.

Непостоянные морфологические признаки: изъявительное, сослагательное (условное) или повелительное наклонение, число, время, род (в прошедшем времени) лицо (в настоящем или будущем времени.

III. Синтаксическая роль.

Проверить задание можно в файле со всей теорией. Ссылка на него в конце занятия.

6. Морфемика и словообразование

Словообразовательная цепочка

Каждое последующее слово непосредственно образовано от предыдущего.

Понять -> понятный -> понятно

Задание: выполни упражнение.

7. Лексика

Устаревшая лексика. Как отличить историзм от архаизма?

Я всегда пользуюсь следующей подсказкой: жили-были слова «бричка», «лакей», «очи» и «ланиты». Люди ими пользовались-пользовались, а потом случилось что-то!

История развивается, поэтому брички исчезли из нашей жизни. И лакеи тоже. Нет их вообще. Ни одной брички не встретите на улице, ни одного лакея. История сделала своё дело. Следовательно, это слова называем историзмами. Нет явления - нет слова.

А очи и ланиты никуда не исчезли. У нас есть глаза и щёки. Просто нам разонравилось так их называть. Вот мы и сдали старые версии в архив, а вместо них используем новые. Следовательно, их называем архаизмами.

Задание: выполни упражнение.

8. Развитие речи

Расскажи про свой любимый вид спорта

Напиши ответ в формате сочинения-рассуждения.

Проверить можно самостоятельно, попросить помощи у своего учителя, репетитора, привлечь к этому родных или друзей. Это могу сделать и я, но уже за дополнительную плату.

-4

Должны ли люди заниматься спортом? Какие преимущества есть у людей, занимающихся спортом?

Проверьте моё сочинение.

Ссылка на файл со всей теорией и ответами на некоторые задания.

Чтобы закрепить знания, вспомни всё занятие, а в комментариях или у себя в тетрадке напиши ответ на вопрос: "Что показалось мне самым сложным на сегодняшнем занятии?"

Спасибо!