Интерес к изменяемой, движущейся и надстраиваемой архитектуре впервые возник в эпоху футуризма, двадцатые года прошлого века - эскизы того времени демонстрируют нам передвижные города и поселения, которые могли расти и двигаться вдоль железнодорожных станций.
Следующая волна интереса к движению возникла в шестидесятые, когда ставились эксперименты с "достраиваемыми" зданиями, которые могли менять форму и расти даже после смерти создателей. Созданные из модульных блоков, как метаболическая архитектура Кишо Курокавы или растущие хаотически, согласно замыслу "спонтанной", самостоятельно развивающейся архитектуры в экспериментах идеолога изменяемой архитектуры Люсьена Кролла, они определили облик архитектуры того времени.
В этой статье речь пойдет не о мобильных передвижных фургонах или временных бытовках для рабочих, а о зданиях, меняющих форму.
Движение может происходить различным образом: здание может реагировать на окружающую среду (ветер, солнце и т.д.) или видоизменяться в зависимости от человеческих потребностей.
1. Центр для посетителей Village Hut (Сяхуаюань, Округ Динфаншуй, Чжанцзякоу)
Смысл изменений в том, чтобы сделать здание более приспособленным к окружающей среде, более защищенным, позволить расходовать меньше энергии или накопить собственную. Например, движущийся интерактивный центр для посетителей Village Hut (Сяхуаюань, Округ Динфаншуй, Чжанцзякоу) открывается и закрывается в зависимости от температуры. Стены закрываются и складываются, когда температура падает ниже 16 градусов и поднимаются вверх, когда она превышает 29 градусов.
Его системы также одновременно заставляют работать систему обогрева или кондиционирования воздуха. Действующая интерактивная деревенская Хижина состоит из 16 сборных стеклянных железобетонных панелей, прикрепленных к каркасу из стальных труб.
Грубый, землистый внешний вид экстерьера был создан путем покрытия панелей облицовкой из утрамбованной земли и травы, материала, общего для деревни, и того, что еще больше помогает ей сливаться с окружающими холмами.
С её мелкими горными холмами и пологими лессовыми склонами, популярными у туристов, деревня Сяхуаюань сейчас активно готовится к притоку людей, который возникнет одновременно с Зимними Олимпийскими играми 2022 года в Пекине.
Благодаря своей граненой скалистой форме, хижина словно повторяет грубые формы близлежащих гор.
2. Университет Южной Дании в Оденсе, Дания
Фасад является неотъемлемой частью здания этого здания, создавая уникальный и разнообразный облик. Внутри в пятиэтажном атриуме смещенное положение лестниц и балконов создает особую динамику, где треугольная форма повторяет свой узор в непрерывном разнообразии позиций в зависимости от этажа. Рекреации открываются в сторону города, так что площадь кампуса и внутреннее учебное пространство становятся одним взаимосвязанным городским пространством с зеленым парком сзади и общей городской площадью спереди. Дневной свет меняет фасад в течение дня и года. Кампус университета оснащен панелями, обеспечивающими его динамическим солнечным затенением, которое подстраивается под конкретные климатические условия и пользовательские модели и обеспечивает оптимальный дневной свет и комфортные внутренние климатические пространства здания.
3. Движущийся небоскреб (концепция), архитектор Бьярке Ингельс, 2012 г
Здание внутри колеса может оставаться неподвижным в течение какого угодно времени, но, например, если политический переворот дестабилизирует регион, жители могут запустить двигатель на биотопливе и отправиться в новое место.
Внешняя шина конструкции покрыта переработанной резиной. Внутри, два здания и окружающие зеленые насаждения обеспечивают все необходимое для выживания жителей,что делает покрышку полностью самодостаточной. Вне зданий есть место для сельского хозяйства, включая зерновые культуры и домашний скот; в пределах шины, водопроводные системы циркулируют питьевую, серую и черную воду для питья, отходов и орошения.
Уникальные особенности внутри зданий включают прокатные платформы для внутреннего / наружного сельского хозяйства и мосты, которые складываются для стабильности, когда структуры шин находятся в движении. Когда они неподвижны, шины группируются вокруг общих зеленых насаждений для формирования дворов или обеспечивают парковки в узких местах.
4. The Dynamic Tower - вращающийся небоскреб в Дубае, ОАЭ, архитектор Дэвид Фишер
Каждый этаж предназначен для вращения максимум 6 метров (20 футов) в минуту, или один полный оборот за 180 минут и спроектирован так, чтобы вращаться независимо, что приведёт к изменению формы башни. Он анонсировался как первый в мире сборный небоскреб с 40 заводскими модулями для каждого этажа. Так, 90% башни может быть построено на заводе и отправлено на строительную площадку, что позволит быстрее построить все здание. Сборные части уменьшат стоимость проекта и количество рабочих, и что строительство займет на 30% меньше времени, чем обычный небоскреб того же размера. Ядро башни, центр, будет обслуживать каждый этаж со специальным запатентованным присоединением сетей, основанным на технологии, используемой для дозаправки самолетов в середине полета.
Вся башня предлагается питаться от ветряных турбин и солнечных батарей, которые будут расположены между каждым из вращающихся этажей - предполагается, что они станут генерировать до 1 200 000 киловатт-часов энергии каждый год. Солнечные панели будут покрывать крышу и верхнюю часть каждого этажа.
5. Дом с вращающимися стенами, Ахмедабад, Индия, 2016, архитекторы Matharoo associates
Два боковых блока намеренно смещены от центрального, чтобы сформировать два естественных внутренних пространства. Они закрыты высокой стеной, которая изгибается вокруг служебных помещений дома.
Весь дом защищен монолитной стеной 4,5 м высотой и 450 мм толщиной. При нажатии кнопки эта тяжелая каменная стена словно бы трескается, раздвигаясь, и становится массивом панелей, вращающихся вокруг своего центра или сдвигающихся, чтобы показать прозрачный кокон внутри.
В движении эти стены смешиваются с диким пейзажем снаружи и стеклом внутри, чтобы иногда позволить взглянуть на улицу, иногда отражать ее, а иногда отражать себя. Именно в этом наслоении пространства и экрана вся оболочка дома становится интерфейсом для посредничества между искусством внутри и зеленым участком снаружи. Дом сливается с иллюзией постоянно движущихся пейзажей, которые помогают задуматься, размышляя о природе как внутри нас, так и вне нас.