Киево-Печерская лавра — жемчужина русского православия — ведёт своё начало от двух прославленных святых Антония и его верного ученика и последователя Феодосия. Именно в лице последнего Русь впервые обрела образ идеального православного мыслителя.
Его житие, написанное Нестором Летописцем через десять лет после кончины преподобного, вошло в Киево-Печерский патерик — памятник древнерусской литературы. В настоящее время самый древний список жития входит в Успенский сборник, датируемый двенадцатым-тринадцатым веками, и находится в Государственном историческом музее.
Считается, что Феодосий родился примерно в 1029 году неподалёку от Киева, но детство его прошло в Курске, где отец работал княжеским управителем. Однако он рано умер, и воспитанием сына занялась мать – любящая, но деспотичная: как повествует летопись, «телом крепка и сильна, яко и муж».
Нестор рассказывает, что в детстве Феодосий «гнушался» играть со сверстниками, предпочитая всё время проводить в церкви. Однако это агиографический шаблон, поэтому об этой поре святого достоверно ничего сказать нельзя.
Но вот что явная правда, так это тяга юноши к наукам, которая сохранилась и в более поздние времена. Причём Феодосий не только много читал, но и сам писал: доказано его авторство посланий князю Изяславу, «Слов» и «Поучений», обращённых к монахам, а также молитвы «За вся крестьяны». Его слог ясен и лаконичен, но при этом весьма эмоционален.
Уже в юности святой отказывается от богатой одежды, и этот дух нестяжательства будет сопутствовать ему всю жизнь, стремится работать вместе с бедняками, заступается за них, чем вызывает непонимание грозной матери.
Он дважды пытается уходить из дома, но мать находит его и возвращает. Третий побег удаётся, и так юноша оказывается в Киеве, где находит пещеру Антония и становится его учеником.
Однако мать настигает его и здесь. И снова Нестор отходит от канона жития, что позволяет верить ему как биографии: обычно отшельники в шаблонных агиографиях не встречаются со своими родными, но Феодосий выходит к матери и говорит с нею.
И мы понимаем, что перед нами не радикал, а человек, сердце которого наполнено любовью. И эта любовь помогает преподобному убедить суровую женщину в суетности мира, и она постригается в монахини.
С этого момента Феодосий полностью посвящает жизнь религиозному служению. Приняв постриг от Антония, Феодосий после его смерти становится игуменом монастыря и вводит в нём заимствованный из Византии общежительный устав, согласно которому монахам следует полностью отречься от мирских радостей, в том числе личного имущества, быть смиренными, воздержанными и терпеливыми.
Феодосий постоянно наставлял братию, призывая бороться с лукавыми помыслами, помогать всем, кто в этом нуждается.
С этой же целью поблизости был организован двор с церковью, где принимали больных и убогих, а на их нужды выделялась десятина от доходов монастыря. В отличие от многих отшельников Феодосий не прячется от мира, наоборот, он как бы включает мир в себя, стараясь обратить обычных людей к Богу.
Своими деяниями преподобный Феодосий ещё при жизни стяжал славу святого. После смерти его мощи оказались нетленными, и через 34 года он был канонизирован, явившись третьим русским святым после Бориса и Глеба.
Мощи преподобного Феодосия Печерского находятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры вместе с другими прославленными святыми.
#жизньвлитературе