Найти тему
Визуал

Как красавицы в соболиных бикини рекламировали нашу «Ладу» в Америке: редкие фото из 1973 года

Как обычно всё началось с фотографии. Той, что вы только что увидели. Красивая модель в меховом купальнике рядом с «ВАЗ-2103» разговаривает с элегантным мужчиной, который непонятно чем больше заинтересован – то ли машиной, то ли девушкой.

Апрель 1973 года, фото: The New York Times.
Апрель 1973 года, фото: The New York Times.

За ними наблюдает механик в возрасте и на лице у него читается недоумение. Так же, как и у меня, когда я прочитал, что кадр сделан в Нью-Йорке весной 1973 года на 17-м Международном Автошоу. Я был уверен, что СССР не экспортировали машины в Америку. Пришлось разобраться, что и как.

У Lada на автошоу был отдельный павильон.
У Lada на автошоу был отдельный павильон.

То, что советские машины на автошоу в нью-йоркском выставочном центре Колизей, рекламировали красивые женщины в соболиных купальниках, ясно дает понять: организацией стенда занимался точно не наш «Автоэкспорт». Из The New York Times, где собственно и были опубликованы эти фото, удалось узнать: машины выставляла корпорация Satra. Её название вам ничего не скажет, но в свое время компания была очень крупным экспортером из СССР. Руководил в ней армянин Ара Озтемел, который сделал состояние на торговле металлом. И в СССР он приехал и завязал бизнес-отношения, в первую очередь, ради хрома.

Кадр из рекламного буклета с нью-йоркской выставки: «Победная команда из конюшни Lada».
Кадр из рекламного буклета с нью-йоркской выставки: «Победная команда из конюшни Lada».

Одним из направлений деятельности Satra был автопром. В 1973 году компания вроде как сумела выстроить отношения с «Автоэкспортом». «Вроде как» – потому что договариваться с советским чиновничеством было ох как трудно. Да и с американским не легче, столько было требований к безопасности и экологии. Сделка висела на волоске. Участие в нью-йоркском автосалоне должно было продемонстрировать обеим сторонам серьезность намерений Satra. На выставке показали три советские модели: 2101, 2103 и УАЗ 469 (её, кстати, для Америки тоже брендировали, как «Лада»).

Эффектно, ничего не скажешь.
Эффектно, ничего не скажешь.

Само собой, роскошные модели в бикини из соболя и меховых шапках вызвали много интереса. Посетители шутили, что в СССР, видимо, все дамы такое носят – слишком суровый климат. «Жигули», созданные на базе итальянского Fiat 124, тоже показались многим любопытной «рабочей лошадкой». Но в Америке так и не начали торговать «Ладами». Сделка сорвалась из-за политических противоречий. Ара Озтемел попытался вернуться к теме в начале 80-х, и даже заявил Washington Post о намерении продать 50 тысяч Lada за 5 лет, но снова ничего не вышло. На память остались лишь классные снимки с красотками в соболе.

Понравилась публикация? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на «Визуал», ретро-канал для тех, кто любит историю в картинках!