Осторожно: скриншоты, много букв. Если у вас нет 7-8 минут, читайте тезисы и переключайтесь. Либо запаситесь фриганскими помидорами и мотайте в конец: там кейсы.
Тезисы:
1. Формировать ленту Яндекс.Дзена можно и нужно. Это позволит улучшить средний показатель качества материалов на платформе и помогает реально обучать машину.
2. Показы-дубли и невозможность блокировки ряда каналов — не баг, а фича. Живите с этим и продолжайте улучшать свою ленту.
3. Определитесь, с какого аккаунта вести улучшайзинг: это критически важно.
А теперь, кому интересно, — статья.
На нее меня сподвигли две вещи.
Во-первых, коммент одного из резидентов нашего клуба:
А во-вторых, упоминание доселе неизвестного мне канала в Журнале ЯД:
в сочетании с его статистикой (скрин будет ниже).
Кому вообще сдалась эта лента?
По-хорошему, каждому из нас. Ведь автор — еще и читатель. Мало кто открывает ленту только чтобы найти хайпоносную тему, дизлайкнуть конкурентов и украсть как художник. Мы тут такие продвинутые, вдоль и поперек познали Дзен со стороны «производства», не хотим «жрать что дают» и хотим хоть как-то улучшить реальное (а не декларирумое) качество контента. Верно? А раз так, надо не только жаловаться на шлак и треш, а формировать свою ленту всеми доступными способами.
В статье исходим из того, что в Дзене много читателей с хотя бы средним IQ и с интересами шире «18+». Интеллектуалов с узкоспецифичными интересами вычеркнем: такие даже в бреду не полезут в «ленту рекомендаций».
В ленте шлак и блат, алго ручной и глупенький — чего напрягаться?
Объясняю.
1. Скроллить ленту = единственный способ наткнуться на хороший канал по своим интересам. Ведь 80% каналов приличных показов не дают. А если автор — новичок и дерзкий халявщик (не проплатил охват, не привел реклов / паству из соцсетей, не купил подписоту оптом на кворке), статьи вообще никто не увидит. Вне зависимости от их качества. Подзеньте ту же «Африку»: ведется с февраля и до сих пор не на монете (спойлер: автор не знаком с красивыми негритянскими женщинами).
Самая успешная статья на канале. Не трите глаза, слова "тыс." не обнаружите
Это не Тыжемать в железной маске — всё по учебнику. Авторские фото + экспертный контент + иконостас из соцмедиа. Плюс отсутствие в ленте. Внезапно выпал кому-то из дзеноводов — полистали, подивились, так стыдно стало, что аж в Журнале помянули не чокаясь.
2. Если ленту не скроллить, придется потреблять только то, что вверху. А что всегда всплывает? Правильно: сайты. А частник — в глубоком боттоме. Если вы подписаны на пару-тройку тематик, без скролла — никак. Легко ведь шевельнуть мышом/пальчиком, чтобы увидеть новый для себя авторский канал?
3. Накопать интересное ручками, в строке «Поиск»? Ну нет. Поиск Дзена еще хуже, чем качество средней публикации. Сколько я ни пыталась надзенить интересного — выпадает Нирвана, рерайт, хайп и каналы с фейк-персонажами (моя давняя любовь). И не факт, что теги релевантные.
4. Кстати о тегах. Баг или фича — не знаю, но это еще одно пугало для читателя. Положим, у вас статья про Кипр, а тег — Брянск Турция. Представили количество дизлайков? Теперь представьте восторг кипромана (условного Небло, у которого идеи кончились), встретившего статью на 21-м экране.
5. Цензура, которая модерация. Последняя публикация на «Тыжематери» отсутствует в выдаче по тегу «Яндекс.Дзен». Вопреки всем показателям (aka «комплексная позитивная оценка») и тому, что в выдачу пустили куда более бранные статьи. Пример слаб? Окей, представьте, что у вас канал на ту же тему, что и у кого-то из приближенных. Какова вероятность встретить в ленте ваш и его канал?
Доктор, что я делаю не так?
Вы скроллите, (диз)лайкаете, блочите и жалуетесь, как заправская бабулька у подъезда, но лента лучше не становится. Почему?
Потому что нет в мире совершенства :) Зато есть дубли древних публикаций:
Господа, ситуация не меняется больше года. Пора понять и простить — это уж точно не баг, а фича. И еще! Автор, помни: дизлайкая старое-доброе, ты не помогаешь центавре. Хуже того, она станет подбрасывать тебе и «пользователям с аналогичными интересами» не интересующий вас контент:
А вот блокировки таки спасают. Но только от крео рядовых авторов — оно изгоняется из ленты одним пальцем вниз. Ино дело — особы приближенные/проплатившие. Таких можно бомбардировать дизлайками, но они как DoomGuy в режиме неуязвимости. Это бесит, но давайте примем как данность: в Дзене есть (и всегда будут) каналы, устойчивые к любым негативным факторам, могущим влиять на показы. То же и с сайтами: кто платит, тот заказывает музыку охват.
Лично я своими ручками перебанила кучу сайтов. Можете не верить, но с 3-5 попытки они покинули мою ленту навсегда. Более того: туда не посмели сунуться сайты с аналогичной тематикой (например, ряд СМИ).
Кейс: как я кастомизировала ленту и что из этого вышло
Дано: аккаунт и канал Тыжематери, аудитория — соответствующая, интересы — вообще мимо аудитории. Да, я девочка, но я хочу всё решать и не очень хочу платьишко [мне его некуда носить].
Задача: сделать ленту, свободную от девочкового крео, бабушковских интересов, женских СМИ и, внезапно, мужских хобби. (Всё просто: Тыжемать беседует с мальчиками, у них свои интересы, а у алго своя логика.)
Решение:
1) блок 90% авторских каналов и сайтов по своей теме. Ничего личного: я не люблю желтый, неумный и нескладный контент;
2) блок «мальчиковых» и других неуместных тематик. Рыбалка, карты, тачки, два ствола, вот это все.
Увы, так больше нельзя: возможность блочить тематику упразднили. С одной стороны, это круто: можно пачками вычищать плохих авторов, и алго не вздумает, что тебе неугодна вся тема. С другой, изгнать ермошку «аналогичные интересы» из ленты стало сложней:
Как бы то ни было, точечный подход — благо. Пользуйтесь!
3) дизлайк на всё, что отторгает формой, но может быть интересно по содержанию. Положим, вышел новый закон про детей — тема актуальна, в ленте ряд публикаций: одна — истеричный кликбейт, другая — тоскливый рерайт, в третьей — годный анализ. Победитель получает лайк.
Результат: моя лента на 80% состоит из того, что меня интересует хотя бы пассивно (т.е. могу прочесть, а могу и нет, ибо лень или нет времени). Прекрасная цифра: химически чистой лента не будет никогда. Ведь Дзен создан не (только) для читателей, — еще раз гляньте на папочку Корлеоне.
Антикейс: как я кастомизировала ленту «с нуля»
Некоторые из нас ходят в Дзен с разных аккаунтов. Расскажу о том, как я формировала ленту под обычным почтовым акком, с которого в ЯД не хожу (спойлер: Шмоткесса убралась всего лишь с третьего диза).
Под почтовым логином Лента была девственно чиста. Ну как девственно — роды, звезды, драки в песочнице, Охудеваем с 250 кг. Ибо юзер тот же, а алго не тот дурачок, которым прикидывается перед автором. Суть эксперимента: я лайкнула десяток публикаций знакомых каналов (включая заблоченные Тыжематерью), а также темы «Дети» и «Семья».
Мамочки, что тут началось... В ленту хлынуло всё, от чего я так долго спасалась. Оптом и в розницу. Классический вид экрана:
Вместо Попутчицы можно вбить другие славные имена, но она порвала всех, забрав каждый 10-й показ.
И все-таки она вертится куда надо. Стоило открыть Дзен по новым (для него) акком, как робот угодливо спросил: «Что вас интересует»? «Когда ты поумнеешь и прекратишь брать взятки», — буркнула я. И выдал знакомую плашку с темами. Сразу, на входе! Вывод: лучше формировать ленту «с нуля», а не чистить авгиевы конюшни в «рабочем» аккаунте.Общий вывод по кейсам: нужна ручная работа. Большая. Без этого никак, но оно того стоит. Мы же хотим сделать лучше Дзену, читателям, а самое главное — себе?
Автор: Тыжемать