Найти тему

ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ ЛЮФТВАФФЕ. ОПЕРАЦИЯ «БОДЕНПЛАТТЕ».

В ходе подготовки зимнего наступления в Арденнах 1944-45 г.г., немецким командованием была разработана операция, целью которой было завоевание воздушного превосходства на отдельном участке Западного фронта. Планировалось нанести массированный воздушный удар по аэродромам союзников, в результате которого противник должен был лишиться большей части авиации. Операция получила кодовое название «Bodenplatte» — («Боденплатте», «Опорная плита»). К проведению воздушного наступления была привлечена практически вся дневная истребительная авиация Западного фронта. Общее руководство операцией было возложено на командира II истребительного корпуса Люфтваффе генерал-лейтенанта Дитриха Пельтца.

Сам по себе авиационный удар был привязан к началу наступления сухопутных войск в Арденнах. Однако сложные метеоусловия не позволили провести запланированную операцию. Только через неделю после начала сражения в Арденнах погода наладилась и позволила Люфтваффе развернуть авиационный зонтик над сухопутными частями. Правда, несмотря на неимоверные усилия (в отдельные дни производилось до 1000 самолёто-вылетов), надёжного прикрытия частей обеспечить так и не удалось.

В то же время, улучшение погодных условий позволило и мощной авиации союзников включиться в боевые действия. Более трёх тысяч американских и английских самолётов начали методично утюжить наступающие немецкие колонны и громить коммуникации и базы противника к западу от Рейна. Втянувшиеся в бесперспективные кровопролитные бои сухопутные войска, пытаясь переломить ход битвы, требовали от Люфтваффе более решительных действий.

Ранним утром 1 января 1945 года немцы подняли в небо 10 эскадр истребителей авиационного командования «Запад» (свыше 1000 самолётов). Часть аэродромов была окутана туманом, поэтому с самого начала график нанесения ударов перестал соблюдаться. Тем не менее, немецким пилотам удалось добиться эффекта внезапности, пройдя ниже зоны действия союзных РЛС. Штурмовке было подвергнуто 27 аэродромов, при этом немцам удалось уничтожить на земле свыше 300 самолётов противника.

Маршруты отхода авиационных эскадр пролегали над территорией Центральной Голландии, прямо над позиционными районами крылатых ракет «ФАУ-1». Вследствие повышенной секретности операции и халатности главного командования Люфтваффе, об этом не было поставлено в известность командование зенитной артиллерии в Голландии.

В 1945 году, в силу недостатка зенитных снарядов, немецкие ПВО крайне ограничивали расход боеприпасов, обеспечивая лишь отражение ударов, направленных непосредственно на охраняемые объекты. Одиночные самолёты вообще не подвергались обстрелу, а групповые цели не несущие прямой угрозы практически беспрепятственно пропускались вглубь Германии.

Внезапное появление нескончаемых волн неопознанных самолётов прямо над стартовыми площадками «ФАУ-1», послужило сигналом для открытия огня. Немецкие зенитчики показали себя во всей красе, открыв плотный уничтожающий огонь. На боеприпасах не экономили. Кроме того, подготовка немецких пилотов к этому времени была крайне слабой. Большинство было уже не знакомо с методами ухода от заградительного огня ПВО. По различным оценкам, в ходе воздушного наступления Люфтваффе потеряли от 280 до 500 самолётов, из них две трети машин были сбиты немецкими зенитчиками!!! 170 немецких пилотов числились убитыми или пропавшими без вести, 67 попали в плен.

Операция «Боденплатте» считается последним крупным воздушным наступлением Люфтваффе. Однако, её печальный конец ещё не означал, что немецкую авиацию можно было списывать со счетов. Дальнейшее резкое падение активности немецкой авиации на Западном фронте объясняется никак не «смертельным» поражением в Арденнах (как пишут в англоязычных источниках), а авральной переброской авиационных частей на Восток, для парирования нового стратегического наступления Красной Армии.

Друзья! В продолжение темы, хочу предложить Вам ещё статьи о Второй Мировой войне:

ПРИБОРЫ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ В ВЕРМАХТЕ

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ

ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ. САМЫЙ КОРОТКИЙ БОЙ В ИСТОРИИ

ВЕРМАХТ. ОТ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ К ЛОШАДИ И ВЕЛОСИПЕДУ

КАК НЕМЦЫ ДРУГ У ДРУГА ТАНКИ ВОРОВАЛИ

-2

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.