Найти в Дзене

Motörhead: великий шум рок-н-ролла. Часть 3 (2014)

Оглавление

Текст был написан по заказу редакции журнала “Music Box” летом 2014 года, но так и не опубликован.

Часть 1Часть 2

Самая громкая десятка: важнейшие альбомы Motörhead

«On Parole» (1976 / 1979, United Artists)

Совершенно непригодный для знакомства с группой ее дебют безусловно хорош тем, что является полноправной заявкой на будущее Motörhead – грязный звук и неподдельная энергетика здесь уже присутствую в нужных дозах. Правда, Лемми еще не определился с собственной вокальной манерой, а продюсирование откровенно низкобюджетно – так что в целом альбом может быть воспринят как сборник несколько разрозненных песен в странной стилистике экстремального блюзового паб-рока. Официальное CD-переиздание EMI Records (1997) включает четыре демо-версии альбомных номеров, записанных с продюсером Дэйвом Эдмундсом.

-2

«Overkill» (1979, Bronze)

Один из важнейших хэви-альбомов конца 70-х, полностью определивших звучание и идеологию тяжелой сцены будущего десятилетия. Достаточно сказать, что титульный номер с маниакальной игрой барабанщика Филти Тэйлора на двух бочках полностью определил развитие спид-, а впоследствии и трэш-метала. Свидетельством качества альбома является и то, что ровно половина композиций с него, пять из десяти, и поныне входят в концертную программу группы.

-3

«Ace Of Spades» (1980 , Bronze)

Одна из немногих классических хэви-работ, смогшая с годами беспрекословно укрепиться на территории рок-мэйнстрима. Дело не в мифической притягательной контркультурности Motörhead, а в совершенно противоположном – невероятном качестве песенного материала: Лемми, подобно многим британским рокерам той эпохи, воспитывался на наследии The Beatles и представления о красивых и запоминающихся мелодиях не с потолка брал. Синтез этих мелодий и жестокого, опять же несколько опередившего свое время звука и обратили эту работу в главный альбом группы, обязательный для любой рок-коллекции.

-4

«No Sleep ‘Til Hammersmith» (1981 , Bronze)

Первый и лучший концертный альбом трио несомненно является первой экстремальной концертной хэви-работой в истории. Записанные на выступлениях в Лидсе и Ньюкастле посередине национального турне из 53 концертов композиции с «золотого трио» альбомов («Overkill», «Bomber» и «Ace Of Spades») плюс два номера с дебютного LP далеко превосходят по энергетике исполнения, что совсем невероятно, студийные оригиналы. Появившийся на рынке в момент триумфа «новой волны британского хэви-метала», этот концертник стал не просто превосходной музыкальной работой, но историческим и культурным явлением.

-5

«Another Perfect Day» (1983 , Bronze)

Самый необычный альбом группы с неожиданно очевидными хард-роковыми пристрастиями нового гитариста Брайана Робертсона (экс-Thin Lizzyи Wild Horses). Более прозрачный звук – следствие работы с продюсером Тони Плэттом (Tony Platt), однако подобные трансформации вкупе с удлинившимися композициями знаменовали слишком уж сильный отход от сложившихся канонов звучания Motörhead. В сочетании со странным поведением Брайана эксперимент не получил развития и продолжения – возможно, и зря.

-6

«Orgasmatron» (1986 , Bronze)

Новому составу – новый звук! Этот звук группе обеспечил Билл Лэзуэлл (Bill Laswell) – знатный специалист в области индастриала и авангарда, и в результат кропотливой студийной работы с множеством наложений стал неожиданно напоминать зрелое психоделическое творчество Hawkwind. В вину этому альбому часто ставят уход от незамысловатости, однако здесь присутствуют и совершенно прямолинейные пьесы, без труда встраиваемые в концертную программу.

-7

«1916» (1991, WTG / Epic Records)

Первый из двух альбомов, записанный под контрактом с фирмой-мэйджором WTG / Epic Records, невзирая на все понятные опасения и сопродюсерскую работу бывшего клавишника Procol Harum (!) Пита Солли (Pete Solley), вновь продемонстрировал миру зверский материал с отличной перспективой встраивания в мэйнстрим. С этой перспективой группа вновь опередила, хотя и ненадолго, свое время. А титульная баллада, посвященная битве на Сомме, стоит особняком во всем песенном каталоге Motörhead, напоминая о, не удивляйтесь, «The Wall» Pink Floyd.

-8

«Overnight Sensation» (1996, CMC International / Steamhammer / SPV)

После экспериментов начала 90-х с трэшевым звуком Motörhead, сокративший свой состав до классического трио, снова обратился к высокоэнергетичному тяжелому рок-н-роллу безо всяких модных новаций – и остался в выигрыше. Именно здесь впервые в истории коллектива в аранжировки введены немало смутившие поклонников акустические гитары. Этот альбом – одновременно свидетельство и окончательного взросления группы, и ее второго пришествия в рок-мэйнстрим. Финальная ветвь эволюции Motörhead – или, если угодно, ее отсутствия – задана именно этой работой.

-9

«Inferno» (2004, Metal-Is / Steamhammer / SPV)

Многие могли посчитать, что раз Motörhead стали частью хэви-мэйнстрима, то опасных альбомов от группы ждать нечего. Посчитали – и просчитались: первая работа трио с постоянным на сегодняшний день продюсером группы Кэмероном Уэббом достойна по своим музыкальным решениям и исполнительской оголтелости встать рядом с не менее как «Ace Of Spades», даром что в альбом впервые в истории группы попал акустический блюз («Whorehouse Blues»). Здесь же состоялся еще один акт признания заслуг трио перед рок-миром – гитарные соло в «Terminal Show» и «Down On Me» исполнил виртуоз Стив Вай (Steve Vai) собственной персоной.

-10

«Aftershock» (2013, UDR Records)

Рецензент британского Classic Rock так охарактеризовал последнюю на сегодняшний день работу группы: «Motörhead исполняет ту же музыку, что и всегда – только он делает это сейчас лучше, чем всегда». Лучше и не скажешь – Лемми и его коллеги остаются уникальными рок-музыкантами современности, ухитряющимися преподносить слушателю совершенно однородный материал на протяжении многих лет, и при этом совершенно не надоедать. Новая работа демонстрирует одновременно прозрачное и тяжелое звучание, позволяющее отлично разобрать партии каждого из инструменталистов, и еще раз убедиться в их редкой изобретательности и одновременно наследованию канонам стиля.

Часть 1Часть 2

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •