Найти тему
ПсихПоп

Расстройства пищевого поведения. Коротко о том, что нужно знать

Расстройства пищевого поведения — это не только те доведённые до изнеможения девочки из тематических пабликов. У РПП есть три лица: анорексия, булимия и компульсивное переедание. Конечно, не каждое нарушение пищевых привычек будет считаться расстройством: важно, чтобы был и сам факт нарушения регуляции приёма пищи, и дополнительные патологические феномены. Есть популярная версия, якобы нарушение базовых животных инстинктов, в том числе и пищевого поведения, — это попытка наладить патологическую эмоциональную регуляцию. Иными словами, у человека не получается эмоционально себя регулировать: порадовать, совладать с тревогой, справиться с грустью. Тогда он начинает делать это патологически, через сферу пищевого поведения.

Из всех расстройств пищевого поведения анорексия — самое известное и самое мифологизированное. Важное отличие: эта патология прямо ведёт к инвалидности и смерти. Истоки анорексии лежат губоко, болезнь не разовьётся из-за травли и шейминга по поводу фигуры человека: это глубинное, во многом генетически обусловленное непринятие самого себя. Считается, что это женское заболевание, а подобные патологии у мужчин имеют другое обоснование. Отсюда — несколько любопытных выводов. По Фрейду, суть анорексии не просто в потере веса, а в сохранении инфантильной детской позиции и уничтожении женского сексуального начала. Это не просто нарушение пищевого поведения, а создание условий, когда объём жировом ткани не позволит больше вырабатывать эстроген (женские половые гормоны). С этим связано и начало развития анорексии: патология проявится только после того, как у девушки начнётся менструальный цикл; его исчезновение — повод для постановки диагноза. Анорексия развивается у девочек-перфекционисток, которые находят в отказе от пищи приятное страдание. Их состояние описывается словом дисморфомания, или дисформофобия, — психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоенность незначительным дефектом или особенностью своего тела развивается до уровня бреда. Стоя перед зеркалом, девушка видит себя с отвисающими складками, даже, когда индекс массы тела упал ниже 14-15 (при норме 18,5—24,99). Сигналы организма о том, что всё уже не в порядке — выпадение волос, шелушение кожи, расслоение ногтей, — игнорируется, когда в голове остаётся только патологическое представление о мнимой деформации тела и лишнем весе.

-2

Главная разница между компульсивным перееданием и булимией — компенсаторное поведение, то есть ответ на чрезмерный приём пищи компенсацией. То, что «булимики» вызывают рвоту, знают все, но сюда же относятся приём слабительных средств и избыточные тренировки на следующий день. Неопытных психиатров иногда вводит в заблуждение то, что у булимика может быть нормальный вес. Становится сложно сориентироваться, когда компенсаторное поведение примерно сравнивается по действию с перееданиями. Булимия опасна с точки зрения физиологии. Рвота ведёт к тому, что человек лишается в том числе и микроэлементов, и в дальнейшем может страдать от различных нарушений эндокринной системы. Более того, при рвоте кислым содержимым желудка повреждаются верхние отделы пищевого тракта, в том числе и дыхательные пути, и микрофлора ротовой полости, а это может вызвать проблемы в ортодонтии и стоматологии. Со временем развитость рвотного рефлекса становится патологической. Опытные булимички вызывают рвоту даже не пальцами, а просто движением диафрагмы, наклоном тела Такая расторможенность рефлекса может представлять опасность в дальнейшей жизни и активизироваться совершенно в ненужных ситуациях.

-3

Люди с компульсивными перееданиями в каком-то смысле более здоровы, чем те, кто страдают от других видов расстройств пищевого поведения. Усложняет картину коморбидность, т.е. связанность с другими патологиями (чаще всего тревожностью и ОКР). Компульсивные едоки переживают весь спектр патологических эмоций до того, как переедят; появляется тревога и переживания, с которыми они не могу совладать. «Нажирание» — это особый способ снятия тревоги. Потом включаются грусть и самобичевание, но они могут справиться с этой «отдачей» без компенсаторного поведения.

Карл Юнг говорил: «Если депрессия пришла в твой дом, не гони её, а прими как дорогу гостью, проводи к столу (заметьте, забавная отсылка), присядь с ней и поговори, зачем и откуда она пришла». То же самое можно применить к нервной булимии и компульсивному перееданию: тревога и депрессия – это реакция психики на что-то из жизни. Не разобравшись в том, откуда она приходит и что она несёт, человек не способен адекватно отрегулировать это состояние. Он просто сопровождает депрессию до стола, но не разговаривает с ней, а пытается задобрить едой

Подробнее о расстройствах пищевого поведения слушайте в подкасте: