Французские солнечные дороги после трех лет эксплуатации доказали свою неэффективность в существующем виде, проект закрывается и планы развития больше не финансируются государством. Солнечные трассы не выдержали реальной нагрузки и буквально развалились на куски, а количество выработанной энергии оказалось недопустима мало.
Отрицательный результат – тоже результат
Идея соединить солнечные панели и дорожное полотно уже давно витала в воздухе и в последнее десятилетие сразу в нескольких странах мира приступили к ее конкретной реализации. Во французском городке Турувр-о-Перше в конце декабря 2016 года состоялось торжественное открытие инновационной трассы, которая должна была обеспечить, как минимум, общественное освещение для 5 тыс. жителей. Общая площадь специального покрытия дороги – 2800 кв. м, максимальная мощность всего участка – 420 кВт. Новаторский проект обошелся в 5 млн евро, что немедленно вызвало многочисленную критику таких значительных затрат на достаточно маломощную солнечную электростанцию.
Французское правительство поддержало проект инновационной солнечной дороги и даже анонсировало строительство около 1 тыс. км аналогичных трасс в течении пяти лет. Новаторское дорожное покрытие должно было обеспечивать достаточное сцепление шин, солнечные панели выдерживать вес любого грузовика, а при отсутствии транспортных средств – вырабатывается электроэнергия. Согласно предварительным расчетам автомобили, заслоняющие солнечный свет, должны были понизить выработку энергии всего на 20%. С запуском первой солнечной трассы Франция стала мировым лидером в этой области.
Прошло почти три года и «радостный туман» полностью рассеялся – солнечные трассы просто не выдержали нагрузок и переменчивой погоды в этом регионе Франции. Скептики предупреждали, что 44 солнечных дня в году и в среднем это недопустимо мало для эффективной работы солнечной энергетики любого типа. Так и оказалось после трехлетней эксплуатации – даже в благоприятные месяцы панели вырабатывали, в лучшем случае, около 50% расчетного количества энергии и с каждым днем экономические потери проекта только увеличивались.
Оправдания авторов французских солнечных дорог не выдерживают никакой критики, ведь трудно поверить в то, что опытные инженеры «не учли» вероятность частых попаданий молний в фотоэлементы и «забыли» про листья, которые падая с деревьев на дорогу препятствовали эффективной работе солнечных панелей.
Специальное дорожное покрытие, которое должно было препятствовать разрушению панелей от транспорта, очень быстро пришло в негодность и уже в 2018 году значительную часть дороги пришлось снести, как не подлежащую восстановлению.
Что в итоге – смелый новаторский проект оказался неэффективным и прекратил свое существование в запланированном виде. Французское правительство свернуло финансирование и отказалось от строительства тысяч километров аналогичных трасс. Но ведь все не так плохо и отрицательный результат – это тоже результат. Почти три года эксплуатации инновационной солнечной дороги обеспечили исследователей и инженеров бесценными реальными данным о тонкостях функционирования альтернативной энергетики в сочетании с дорожным полотном.
«Наша система не подходит для дальних перевозок и технология французских солнечных дорог уходит с рынка. Компания сосредоточится на создании небольших объектов на солнечной энергетике, например, автобусных остановок», – подытожил управляющий директор проекта.
Про закрытие аналогичных проектов в США и Китае официальных сообщений пока не было и вполне возможно, что учтя печальный французский опыт, научно-исследовательские коллективы во всем мире внесут необходимые коррективы в планы строительства и идея солнечных дорог не будет окончательно отвергнута.