Найти в Дзене

Акции протеста в Москве. Где-то я уже это видел.

Фото найдено в свободном доступе.
Фото найдено в свободном доступе.

Был у меня приятель, встретивший путч 1991 года на баррикаде у Белого Дома. Как-то я попросил его подробно рассказать о том, чему он сам был свидетелем. В общем, дальше передаю его рассказ близко к тексту.

Учился он в первом медицинском в Москве. Когда ГКЧП объявило смену власти, а Горбач запёрся в Форосе, молодежь, чьи сердца требовали перемен, собралась у Белого Дома. Приятель оказался на баррикаде "Пятёрка", охранявшей один из входов. Почему "Пятёрка"? Большинство её защитников служили вместе в Афганистане в Пятой роте одной из воинских частей.

"Ребята, - говорили афганцы своим сподвижникам, не имевшим боевого опыта. - " Если нас начнёт штурмовать "Альфа", лучшее, что мы сможем сделать - задержать её максимум на пару минут. Ровно для того, чтобы за эти минуты находящиеся внутри защитники смогли хоть как-то подготовиться. Утешение слабое, но все, что имеем. И мы наверняка все погибнем. С "Альфой" шутки плохи." Тем не менее, даже осознание неотвратимости смерти в случае штурма не снижало революционной эйфории. Песни Цоя и "Наутилуса" стучали в умы и сердца "пеплом Клааса". Какие-то предприниматели подвозили на баррикаду еду и питье, простые люди приносили продукты. Одна девушка узбечка притащила целый казан плова.

Когда все-таки обошлось без "Альфы" - ликование вообще достигло неимоверных высот. Народ понял, что он победил, и отныне все будет просто замечательно. Приехал Ельцин, выступил с брони танка, Руцкой жал руки парням с "Пятёрки" и обещал взять их в национальную гвардию, которую буквально сейчас уже формируют из революционных защитников. Потом движуха как-то затихла. Руцкой с Ельциным отбыли к себе во власть, парни все разошлись по домам.

Где-то через пару лет, осенью 1993 г. в какой-то кафешке на Чистых Прудах некий референт от имени Руцкого вручил им всем по медали "Защитник свободной России". Как говорится, лучше поздно, чем дареному коню. До этого, видать, у новой власти много было других более важных дел. Как самые вкусные куски поделить, да как другу, понимаешь, Биллу правильно отчитаться о ходе демократии в стране. Все пошло по обычной революционной логике. Парням, всерьёз готовившимся умереть за революцию, по медальке, тем, кого они защищали - практически все остальное наследство СССР. Предприниматели, завозившие харчи и одеяла к баррикадам, поимели солидный гешефт. Вот это, я понимаю, прибыльный бизнес. За грузовик быстрорастворимой лапши можно было получить место в политике, а там и нефтяное месторожденьице.

К сожалению, подросло новое поколение тупоголовых буратин, умеющих читать и писать, но слабо ориентирующихся в истории. Даже в самой новейшей. Они читают омоновцам "Конституцию", в которой сами вряд ли чего понимают, и со всем сладострастием революционного энтузиазма бегают по газонам от "опричников", не забывая "селфиться" в правильных ракурсах. Ничем хорошим для участников это никогда не заканчивается. Выгоду всегда получают кукловоды. Ну а приятель сейчас говорит, что ему стыдно за свою баррикадную юность. Если бы он знал тогда, чем все кончится... Но в 91-м казалось, что сейчас невидимая рука рынка все отрегулирует и мы как заживём! "Вот чему нас жизнь учит? А ничему она не учит." (с).