Лет 30 я менял якоря на своих лодках. (В статье по этой ссылке - различные, проверенные конструкции якорей. С фото и описанием).
Нашел - лучший, для себя, вариант (рыбачу на Оби, на спиннинг). Хочу рассказать о самодельной, улучшенной конструкции, одного из популярных якорей - для моторных лодок и катеров. Для надувных лодок этот якорь тоже - хорошо подходит.
У кого есть инструменты и умелые руки - сами смогут сделать. Другие - заказать знакомому мастеру.
Якорь "Гриб" (эту его разновидность - ещё называют "Ромашка") давно применяется на мотолодках. Лучше всего он подходит - для песчаного дна.
Чаще, такой якорь, используют с электролебёдками. Вес у обычных, которые продаются в магазинах - некомфортный для подъема руками. Чтоб держать, на речном течении, лодку размером 3.6 - 4.6 метров такой якорь будет весить не менее 6 кг. А лучше 8 кг.
Лебёдка для небольшой корпусной лодки (а тем более для надувной) - не нужна. Я рыбачу на спиннинг - это частые перестановки, смена мест - поиск. Слишком тяжёлый якорь не добавляет радости в рыбалке.
Путём расчётов, проб и ошибок - был изготовлен подобный якорь, но с некоторыми доработками. Его сделал мой товарищ. Я тестирую и рассказываю об этом якоре.
Вес 3.8 кг. Отлично держит лодку (даже на самом русле Оби). Легко снимается с зацепов в самом густом коряжнике (а он у нас - серьёзный).
В течении двух сезонов, этот якорь тестировали на разных лодках. Крым(длина 4.2м.), BERKUT S (4.7м.) и Alumax 355 (3.5м.). Тестирование (точнее, регулярные рыбалки на Оби) не было щадящим )))
Якорь швыряли в самые завалы коряг.
И проверяли - как он будет врезаться в ровный, плотный грунт. Ведь на Оби не только песчаное дно. Часто бывает и - плотная, гладкая глина.
Обычный якорь "Ромашка" выполнен с помощью литья (фото в начале статьи). Лопасти у него - очень толстые. Они плохо врезаются в песчаное или глинистое дно. А здесь - тонкие, стальные пластины. Они сферически выгнуты и заточены по кромке.
Угол заточки (45 град) не опасен для надувной лодки или рук. Но в грунт врезается достаточно хорошо. Тем, кто будет изготавливать самостоятельно - советую учесть эту деталь. На фото ниже, видно угол заточки.
Кстати, этот вариант был сделан с цепью. Её длина 1 метр (половина цепи вдоль якоря, половина - между ним и якорным тросом). При подъёме якоря с цепью (руками), она задевает за корпус лодки (если это не надувная, а корпусная лодка). Сразу понимаешь что якорь близко и отводишь руку, немного в сторону. Это помогает избежать удара якорем по корпусу. Чтоб не повредить краску лодки и не шуметь.
Так же, в отличии от обычного, промышленного варианта - здесь более длинный шток. Это труба, внутрь которой залит свинец. Точнее, как правильно заметил коллега в комментарии - это называется "веретено".
Правильно привязывать так: Основной узел якорного троса - наглухо привязан на "затылке" якоря.
Затем - рабочее крепление (к штоку якоря (веретену), с помощью пластикового хомута).
При глухом зацепе в коряжнике (даже и с этим якорем, такое возможно) - хомут обрывается, якорь освобождается.
Фото якоря, только что вырванного из непроходимого коряжника. Хомуты оторваны.
Советую заранее выбрать прочность хомута. Проверьте на берегу. Чтобы и лодку держал на течении. И вы могли его порвать - приложив усилие. Слишком слабая или слишком крепкая страховка - может испортить радость рыбалки.
Фото якоря в походном состоянии. На носу лодки прикреплён ящик (просто, с помощью резины для эспандера). В нём - трос и якорь. При переходах, трос около якоря - накидываю на причальную утку.
Чтоб якорь не смог выпасть в воду на большой волне. Но это, больше - для успокоения. За столько лет, он ещё никогда не "пытался" выпасть.
В лодке не мешает и всегда под рукой. И вода от троса - не растекается в кокпите.
Для надёжной постановки на якоре - советую выпускать достаточную длину троса. На сильном течении - примерно две глубины. Если течение слабое, длину выпущенного троса можно уменьшить.
Надеюсь, вам было полезно прочитать. Если нажмёте "лайк" - буду знать, что не зря старался. Можем обсудить якоря - в комментариях. Всем - удачи на воде! Ещё советую прочитать: Рулевое управление лодки. Полезные мелочи.