1.Еда как исправление мира
Еда – архетип недостатка, который нужно заполнить, взяв что-то извне.
Ошибка первого человека была сделана через еду, и поэтому не удивительно, что исправление тоже делается через еду. Мы исправляем себя и мир, когда учимся получать, а не хватать. Таким образом вырабатывается постоянное доверие к Творцу, который всё, что тебе нужно даёт и даст.
"...не одним лишь хлебом живёт человек, но всем, что исходит из уст hа-Шем живёт человек" (Дварим, 8:3).
Кабалисты говорят что каждая трапеза состоит из 10 элементов, соответствующих 10 сфирот.
"Шней лухот hа-Брит" приводит эти параллели на основе шабатней трапезы.
1. Мытьё рук с благословлением (духовное поднятие рук).
2. Два хлеба и благословление.
3. Три трапезы.
4. Свечи на столе (напоминание о Меноре).
5. "Кидуш"*: мы помним (свидетельствуем) что мир сотворён, а не появился случайно, и что Творец выводит нас из нашего Египта.
Обратим внимание, во время благословения на вино мы говорим "בורא פרי הגפן" "Боре при hа-гефен" – "Творит плод винограда" в настоящем времени. Творение происходит сейчас.
6. Двар Тора во время еды.
7. Приглашение гостей бедных (как физически, так и духовно).
8. маим ахароним (споласкивание кончиков пальцев рук).
9. "בירכת המזון" "Биркат hа-мазон" (Молитва после еды)
10. Выпивание вина, над которым говорилась "Биркат hа-мазон", с благословением после еды.
2.
В недельной главе ставится злободневный вопрос. Почему мы собственно получили землю Израиля?
В конце прошлой главы "Ва-этханан" вроде понятно:
"Потому что народ святой ты у Г-спода, твоего Б-га, и тебя избрал Г-сподь, твой Б-г быть ты ему народом избранным из всех народов" (Дварим, 7:6).
"Потому что из любви Г-спода к вам и ради соблюдения Им клятвы, которую Он отдал вашим отцам" (Дварим, 7:8).
И вот спустя неделю:
"Не за твою праведность и твоё прямодушие приходишь ты овладеть их страной, а за преступления этих народов Г-сподь, твой Б-г изгоняет их от тебя и ради исполнения слова, которым поклялся Г-сподь твоим отцам, Аврahаму Ицхаку и Яакову. Знай же, что не за твою праведность Г-сподь, твой Б-г даёт тебе эту хорошую страну для владения ей,потому что упрямый народ ты" (Дварим, 9:5-6).
Как же так? Евреи стоят и слушают Моше и ничего за это время плохого не сделали.
Так за что же нам даётся эта земля?
Из любви и потому что избранный, или за преступления этих народов? А мы просто, скажем мягко, несколько лучше этих мерзавцев?
Единственное общее, что есть в обоих отрывках, это клятва которая была дана нашим праотцам. Значит, за ответом придётся обратиться туда.
И, действительно, что поразительно, указывает рав Блох, слово עקב экев появляется в Торе только два раза. Первый сразу же после жертвоприношения Ицхака. Б-г говорит Аврааму: "...и овладеет твоё потомство городами своих врагов, и будут благословляться в твоём потомстве все народы земли за то, что [עקב экев] ты послушался Моего голоса" (Берешит, 22:17-18).
Но тогда сразу следующий вопрос. Какая связь между жертвоприношением Ицхака и наследием земли Израиля? Мол, по принципу "Ты – мне, я – тебе": ты мне сына не пожалел, а Я тебе за это землю в подарок?
Нет конечно.
Об этом обещании было сказано раньше, но тогда только ангелам. И в этом как раз ключ к разгадке.
Когда Авраhам провожает ангелов по пути в Сдом. Творец говорит: "Утаю ли Я от Авраhама, что Я сделаю? Ведь Авраhам станет великим и могучим народом, и благословятся его именем все народы земли, потому что Я избрал его ради того, чтобы он заповедал своим потомкам и своему дому после себя хранить путь Творца: творить справедливость и закон (Берешит, 18:17-18).
Ицхак к этому времени ещё не родился, но уже тут появляется понимание его предназначения – хранить путь Творца, творить справедливость и закон!
Оно же становится предназначением его потомков.
И сразу ассоциация – те же слова: "хранить путь... дерева жизни".
Мы видим, что Авраhам принял на себя миссию и Творец пообещал Авраhаму, что Он произведёт от него народ, который продолжит эту миссию. И тогда становится понятно, что избранность –это миссия. И поэтому, каждый нееврей, готовый принять на себя эту миссию, может стать евреем. Святость – это выделеность для выполнения этой миссии.
А земля Израиля – место, где народ, произошедший от Авраhама, Ицхака и Яакова, может выполнить эту миссию, выполнить своё предназначение, став в том числе благословением для всех народов земли.
Как замечает рав Блох, земля, данная "в наследство за праведность", – это конец пути.
Земля, данная как инструмент для выполнения миссии, – это начало пути.
Будем все мы благословенны хранить путь Творца, творить справедливость и закон.
Упражнение
. Эрец Исраэль в нас
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Закройте глаза.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Спросите: "Где Эрец Исраэль во мне?"
Почувствуйте эту часть.
Направьте энергию Творца туда.
Посмотрите, как эта часть может вам помогать.
А теперь найдите в себе Эрец Канаан.
Почувствуйте энергию этой части.
Направьте туда свет Творца.
Почувствуйте, как Эрец Кнаан трансформируется в Эрец Исраэль.
Шавуа Тов
втор текста: р. Ефим Свирский