Найти в Дзене

Токсоплазмоз и беременность

Токсоплазмоз – широко распространенная инвазия, вызываемая простейшим Toxoplasma gondii. Токсоплазмы поражают, как домашних, сельскохозяйственных животных, так и диких: токсоплазмоз зарегистрирован у крупного и мелкого рогатого скота, свиней, кошек, собак, домашних (куры, утки, индюки) и диких птиц (воробьи, горлицы, голуби). До 80% городских кошек имеют антитела к возбудителю токсоплазмоза, кошки с острым токсоплазмозом выделяют ооцисты с фекалиями, что приводит к распространению токсоплазм и заражению других животных и человека. Так по данным ряда авторов при копрологической проверке выявлено 7,3% кошек, выделяющих ооцисты . Ооцисты, занесенные в почву или песок котами, являются инфицирующим фактором в основном для детей. Особенно важно, что заражение плода может происходить трансплацентарно. Возможность трансплацентарной передачи токсоплазм с развитием тяжелых проявлений врожденного токсоплазмоза обусловила неослабевающий интерес к этому аспекту проблемы, особенно в странах, где пе

Токсоплазмоз – широко распространенная инвазия, вызываемая простейшим Toxoplasma gondii. Токсоплазмы поражают, как домашних, сельскохозяйственных животных, так и диких: токсоплазмоз зарегистрирован у крупного и мелкого рогатого скота, свиней, кошек, собак, домашних (куры, утки, индюки) и диких птиц (воробьи, горлицы, голуби). До 80% городских кошек имеют антитела к возбудителю токсоплазмоза, кошки с острым токсоплазмозом выделяют ооцисты с фекалиями, что приводит к распространению токсоплазм и заражению других животных и человека. Так по данным ряда авторов при копрологической проверке выявлено 7,3% кошек, выделяющих ооцисты .

Ооцисты, занесенные в почву или песок котами, являются инфицирующим фактором в основном для детей. Особенно важно, что заражение плода может происходить трансплацентарно.

Возможность трансплацентарной передачи токсоплазм с развитием тяжелых проявлений врожденного токсоплазмоза обусловила неослабевающий интерес к этому аспекту проблемы, особенно в странах, где первичная заболеваемость женщин детородного возраста весьма велика (Франция, Австрия,Германия)и было доказано, что:

• трансплацентарная передача T. gondii может реализоваться только в том случае, когда заражение происходит после наступления беременности;

• при повторных беременностях трансплацентарной передачи инфекции не наблюдается;

• заражение более чем за 6 мес до беременности, как правило, не приводит к поражению плода;

• заражение токсоплазмами менее чем за 6 мес до беременности в ряде случаев может приводить к выкидышу, риск поражения плода в этой ситуации чрезвычайно мал;

• риск инфицирования плода возрастает по мере увеличения срока беременности, в то же время вероятность рождения ребенка с тяжелыми проявлениями врожденного токсоплазмоза при заражении женщины в более поздние сроки беременности снижается.

Эти постулаты лежат в основе всех современных программ профилактики врожденного токсоплазмоза, в том числе и в тех странах, где они реализуются на государственном уровне.

Число случаев врожденного токсоплазмоза колеблется от 1 : 1000 до 1 : 10000 живых новорожденных. При заражении матери в I триместре беременности врожденный токсоплазмоз наблюдается в 15–20% случаев и протекает тяжело. При инфицировании в III триместре инфицированными оказываются 65% новорожденных, но у некоторых инфекция может протекать без выраженных клинических проявлений.

Население Земли инфицировано Toxoplasma gondii от 25 до 50%, особенно в местностях с теплым влажным климатом. Показатели инфицированности токсоплазмами в разных странах колеблются от 0,5 до 90% .

В Турции серопораженность токсоплазмозом у женщин репродуктивного возраста находится в пределах от 19,2 до 85%, а врожденный токсоплазмоз у детей наблюдается в 0,1% случаев. У каждой третьей беременной женщины в Турции в первом триместре определяются специфические антитоксоплазмозные иммуноглобулины G. Показатели инфицированности токсоплазмами в различных регионах России колеблются от 15 до 30 %, а частота врождённого токсоплазмоза составляет 1-8 случаев на 1000 новорожденных. В Республике Беларусь в последние 5 лет токсоплазмоз серологически определяется у беременных женщин и новорожденных в 22,4-26,8% случаев, ежегодно трем-пяти новорожденным выставляется диагноз врожденного токсоплазмоза с летальным исходом.

Токсоплазмоз вызывает поражение центральной нервной системы, органов зрения, ретикуло-макрофагальной системы животных и человека, аборты, мертворождения и тяжелые формы заболевания в ранний постнатальный период с летальным исходом. Среди последствий токсоплазмоза: гидроцефалия, детский церебральный паралич, полная или частичная слепота, переход дистрофических изменений ткани мозга в некротические, с последующим лизисом и образованием кист, обызвествлением, а иногда и массивным отложением кальцинатов. В настоящее время токсоплазмоз составляет 50-70% всех паразитозов у пациентов со СПИД .

В 1972 г. эксперты Всемирной организации здравоохранения включили токсоплазмоз в число зоонозов, наиболее опасных для здоровья человека, а в конце 80-х годов он был признан одной из немногих оппортунистических инфекций протозойной этиологии .

Обследование беременных на токсоплазмоз должно проводиться в женской консультации при первичном обращении. В основном беременные с положительными реакциями являются инфицированными или здоровыми носителями возбудителя, что не требует проведения лечебных мероприятий. У них отсутствуют клинические проявления инфекции, жалобы. Уровни антител остаются низкими, М-антитела не выявляются.

Группу риска составляют женщины, у которых при первичном исследовании на токсоплазмоз выявлялись отрицательные значения в серологических тестах. Именно такие пациентки должны наблюдаться во время беременности и повторно обследоваться .

Острый токсоплазмоз у беременных женщин может протекать с клинической манифестацией: сопровождаться субфебрильной температурой, увеличением шейных, затылочных, подмышечных и других групп лимфатических узлов.

Острый токсоплазмоз у беременных встречается и без клинических проявлений — инаппарантно. Для выявления таких случаев исследования крови на токсоплазмоз проводятся 2–3 раза для определения возможного момента заражения. В этих случаях диагноз ставится на основании выявления высоких уровней специфических антител в РНИФ, ИФА с определением М-, А-, G-классов иммуноглобулинов.

Уровень IgM антител к токсоплазмам в диапазоне 1,7–2,4 МЕ/мл является серологическим маркером инаппарантного токсоплазмоза. Индекс авидности IgG антител в диапазоне 25–40 % является серологическим маркером инаппарантного токсоплазмоза .

Лечению подлежат женщины, инфицированные во II и III триместрах беременности. В зависимости от срока беременности целесообразно проведение двух полных курсов этиотропной терапии с перерывами между ними в 1—1,5 месяца. Полный курс лечения беременных состоит из 2 циклов комбинированной терапии с перерывами между ними в 7— 10 дней. Показано назначение пириметамина по 50 мг в сутки циклами по 5 дней (не более 500 мг на цикл). Рекомендуется комбинировать пириметамин с сульфаниламидными препаратами (сульфадимезин, сульфадиметоксин) в средних терапевтических дозах. В перерывах между циклами, учитывая возможное угнетение кроветворения под действием этиотропных препаратов, рекомендуется назначение фолиевой кислоты (в средних терапевтических дозах), а также контрольные исследования крови и мочи. В случае плохой или полной непереносимости тиндурина или сульфаниламидных препаратов возможно уменьшение дозы препарата либо их замена на антибиотики, например, эритромицин или спирамицин.

Противопоказаниями для назначения тиндурина, его аналогов, а также сульфаниламидных препаратов и антибиотиков являются нарушение эритропоэза, заболевания почек, печени, декомпенсация сердечной деятельности.

Искусственное прерывание беременности при токсоплазменной инфекции проводят только в I триместре беременности по строгим медицинским показаниям: наличие клинико-иммунологических признаков острого приобретенного либо инаппарантного токсоплазмоза, когда риск рождения ребенка с грубыми органическими поражениями ЦНС и глаз наибольший.

В качестве альтернативных средств рассматриваются спирамицин, клиндамицин, кларитромицин, ко-тримоксазол. Из указанных препаратов только спирамицин не оказывает отрицательного действия на плод и плохо проникает через плаценту. Поэтому именно спирамицин является основным средством для лечения токсоплазмоза во время беременности и профилактики вертикальной передачи инфекции от матери ребенку, в том числе у женщин с ВИЧ-инфекцией .

Общепризнанно, что беременные (серонегативные) женщины должны соблюдать такие правила:

1. Профилактика наиболее важна при беременности, причем тем женщинам, которые никогда ранее не встречались с токсоплазмой и не имеют к ней иммунитета.

2. При садово-посадочных работах необходимо соблюдать меры личной гигиены (использовать спец.одежду), которые должны быть направлены на предотвращение контакта кожных покровов с почвой.

3. Важным условием профилактики токсоплазмоза является исключение возможности заражения контактным путём при разделывании продуктов животного происхождения. Кроме того необходима тщательная термическая обработка мяса и субпродуктов, которые могут являться источниками токсоплазм.

4. Женщинам в период беременности необходимо исключить все контакты с представителями семейства кошачьих .

Таким образом, токсоплазмоз является заболеванием, представляющим угрозу здоровью населения на территории как нашей страны, так и других государств. Для разработки наиболее эффективных мер борьбы и профилактики с данным протозоозом необходимо учитывать особенности развития паразитарного процесса, обращая внимание на все звенья эпизоотической цепи. Следовательно, токсоплазмоз имеет важное значение как для медицинских, так и для ветеринарных специалистов.