Найти в Дзене
Рассказы из жизни

Выращивание различных экспортных культур в Перу

Кофе. Восточные склоны Анд от высоты 800 до 1800 м отличаются чрезвычайно благоприятными условиями для выращивания кофе, так как увлажнение здесь обильное и температура никогда не падает ниже 10 градусов тепла. Кофе возможно культивировать и в нескольких долинах Сьерры, а также на западных склонах Анд в департаменте Пьюра.

Кофе стали выращивать в Перу в XVIII в., но сколько-нибудь заметное хозяйственное значение он получил лишь в XIX в. Уже тогда главным районом его производства стал департамент Хунин и в первую очередь долина реки Чанчамайо. Однако большой роли в перуанской экономике кофе играть не стал, главным образом из-за удаленности районов, наиболее пригодных для этой культуры, от центров потребления, расположенных в Косте, и от портов вывоза. В последнее десятилетие, однако, производство кофе в Перу и его экспорт стали быстро расти.

-2

Кроме департамента Хунин, где кофе возделывается в настоящее время не только в долине Чанчамайо, но и в долине реки Перене, важными районами производства кофе являются департаменты Уануко, Куско и Сан-Мартин. Большую часть продукции кофе дают сравнительно крупные плантации.

Перуанский кофе отличается высоким качеством, особенно популярен сорт «караколильо». На ряде плантаций кофе выращивается в тени больших развесистых деревьев. Тень удлиняет жизнь растения, защищает его цветы от палящих лучей тропического солнца (цветы незатененных растений в жаркие дни часто опадают) и не дает кофейным деревьям набирать большую высоту, что затруднило бы сбор урожая. Кроме того, затеняющие деревья предохраняют в известной мере почву склонов от эрозии и выщелачивания. Вместе с тем созревание плодов происходит в тени медленнее и неравномерно, что удлиняет сроки уборки.

Другие экспортные культуры

-3

Крупные землевладельцы страны, учитывая крайнюю узость внутреннего рынка, с давних пор стремились придать сельскому хозяйству Перу экспортное направление, хватаясь за производство то одного, то другого вида сельскохозяйственной продукции в зависимости от конъюнктуры. Перуанский хлопок и тростник со временем начали играть заметную роль в мировом капиталистическом производстве. Другие же культуры, не выдержав конкурентной борьбы, стали производиться для внутреннего рынка, если в стране возникал на них спрос, или вообще сходили на нет. Производство какао, например, сейчас ориентируется главным образом на внутренний рынок, хотя при возникновении этой отрасли предполагалось, что какао займет не последнее место среди экспортных культур. Характерным примером экспортной отрасли, испытавшей быстрый подъем, а затем заглохшей, было льноводство. Оно стало развиваться в Перу с конца 30-х годов XX в. В 1940 г. под льном было занято только 293 га, а в 1943 г. уже 15843 га. Но стоило только окончиться второй мировой войне, как площадь под льном стала стремительно сокращаться и уже в 1947 г. равнялась лишь 1,7 тыс. га. Это объясняется тем, что главный потребитель перуанского льна в военные годы - Южно-Африканский Союз - после войны вновь возобновил импорт из старых льноводческих стран Европы, с которыми Перу было трудно конкурировать.

Более успешной оказалась попытка культивировать встречающееся в лесах Восточного Перу растение барбаско, корни которого содержат ротенон - ядовитое вещество, применяемое для уничтожения насекомых - вредителей сельскохозяйственных растений.

Барбаско выращивают в небольшом количество по берегам рек в департаментах Лорето и Сан-Мартин. Ротенон по силе действия превосходит многие другие инсектициды, поэтому цены на него на мировом рынке высоки, и барбаско выдерживает высокие транспортные расходы при доставке к портам вывоза. Вывозится он главным образом в США и Великобританию.

В последние годы в Восточном Перу стали проводиться опыты по выращиванию каучуконосов на плантациях. Каучуконосы гевея и кауча весьма распространены в лесах перуанской Амазонки. Сбор каучука здесь, как и в Бразилии, получил большое значение в начале XX в. В дальнейшем, однако, в связи с развитием производства плантационного каучука каучуковый промысел в Сельве пришел в упадок и только во время второй мировой войны, когда важнейшие плантационные районы Юго-Восточной Азии были оккупированы Японией, он вновь оживился.