В последние дни широко обсуждают публикации и интервью бывшего посла Армении в Святейшем Престоле Ватикана и Республике Мальта, медиамагната и зятя экс-президента Сержа Саргсяна — Микаэля Минасяна, в котором политик комментирует итоги революции в Армении и дает оценку действиям нынешних властей страны.
Представим кратко основные тезисы Минасяна.
1. Неизбежность революционных перемен в Армении и необходимость с помощью этого инструмента вылечить болезни, которые поразили общественно-политический строй Армении с начала 90-х и стали причиной раскола и поляризации мнений, — взаимную нетерпимость и враждебное отношение друг к другу.
2. Вместо революции произошла смена власти. Однако смена власти не принесла ожидаемых обществом кардинальных перемен (в политическом, общественном и экономическом строе, к которым приводит политическая революция в классическом понимании этого явления, инициированная внесистемной оппозицией, политика которой принципиально отличается от политики предыдущей власти — прим. ред.).
Смена власти без инициирования важных перемен, которые носитель власти — народ (а в отдельности и каждый гражданин) — почувствует на деле, может привести ко всеобщей апатии и разочарованию, в особенности для сторонников революции, которые эту самую революцию воспринимали как спасательный круг и последний шанс судьбы.
На деле ожидаемая созревшая революция сама по себе стала настолько важным событием, что все забыли про ее содержание и назначение.
3. Революция была призвана освободить новую власть от прежних оков, неписаных обязательств, предоставить свободу выбора профессиональной команде, «открыть возможность для привлечения лучших, формирования «команды мечты» и достижения невероятных результатов».
Однако новые избранники народа выбрали иное направление — путь сведения политических счетов и мести, а это замкнутый круг. И в таких условиях, когда происходит уничтожение людей, имеющих политический вес, очевидно, что ни один серьезный профессионал не захочет работать с правительством, одним из главных козырей которого является политическая месть и репрессии.
4. Нет ощутимых достижений и перемен к лучшему. Вместо реальных изменений на пути к новой Армении выбран путь бесконечного присутствия в социальных сетях: создана «фейсбучная» Армения, вместо программных речей слышны агрессивные крики, вместо объединения общества — его поляризация. И это крайне опасный путь для страны, для государственности. В этих условиях представители нынешней власти попробуют использовать припасенный козырь, который в итоге сыграет против них же самих, — арест экс-президента Сержа Саргсяна. И после этого общественность, которая жаждет мести, окончательно убедится, что это не поспособствует качественным переменам в жизни людей и привлечению инвестиций, появлению новых рабочих мест: «если убрать компонент арестов, то из «революции» ничего не останется».
5. Три актуальных вопроса на повестке дня: решение проблемы месторождения Амулсар, ратификация Стамбульской конвенции и развитие событий вокруг Республики Арцах в условиях стагнации законодательной и исполнительной властей и нарастания общественного недовольства и апатии.
6. Через считанные месяцы общественность заметит, что «революция» не стала спасительным кругом, способом решения проблем и перехода к хорошей жизни. И окончательное разочарование общества может оказаться большей ловушкой перед лицом всеобщего равнодушия и приведет к тому, что мы навсегда перестанем мечтать.
7. Революция в Армении все еще неизбежна, но для кардинальных перемен, без риска безвозвратной потери веры людей в них, необходимы политическая воля и решимость.
Люди должны верить, что они не ошиблись в своем требовании перемен и что они не виноваты в том, что не стали и не будут бенефициарами «революции» до тех пор, пока не будут достигнуты ее цели.
Минасян в своих публикациях и интервью не дает конкретных решений поднятых проблем, со многими из которых сталкивались прежние власти. Вероятно, что если бы у него были решения, то такие решения применялись бы при прежней власти.
Очевидно, что, в отличие от прежней власти, у команды Пашиняна есть ресурс – доверие граждан, который нужно подкреплять видимыми и фактическим результатами. Очевидно и то, что в обществе назрела потребность в революционных переменах без конкретного запроса к результатам таких перемен.
Следующий вопрос, который требует масштабных исследований: готовы ли граждане Армении работать над своим прежним укладом жизни с тем, чтобы изменить его - укладом, в котором все решается через знакомства, «благодарность» за представленные услуги – само собой разумеющееся, а необходимость прочитать законы, которым нужно следовать, воспринимается как обуза?
Общеизвестно, что сформированный общественный запрос на эффективную власть, политическая культура граждан, которые осознанно следуют букве закона, и хороший менеджмент со стороны правительства вкупе смогут стать ключом к желаемым переменам.
Однако, Минасян не пишет, что на протяжении 20 лет в стране отсутствует системная и последовательная политика по политическому просвещению граждан с целью создания из простонародья представителя нации, сознательного гражданина с политической культурой. Гражданина, который читает законы вместо утренних сплетен в газетах и требует конкретных решений от представителей законодательной и исполнительной власти.
В этом ключе также не затрагивается роль современных СМИ, которые должны быть свободны от политических амбиций их владельцев и способствовать развитию политической культуры вместо распространения новостей, не соответствующих действительности, и текстов, в которых изредка упоминаются законы, госпрограммы, решения представителей власти.
Минасян также не затрагивает роль молодежи в этих процессах. Общеизвестно, что в стране высокий уровень безработицы, особенно в среде молодежи. При этом системные решения для удержания лучших кадров в стране прежними властями предприняты не были, также как и не были созданы условия для того, чтобы представители талантливой молодежи могли рассчитывать на вакансии на той же госслужбе. И результатом этого стала массовая образовательная миграция молодежи, которая не связывает свое будущее с Арменией.
Очевидно, что универсальных и мгновенных решений нет и быть не может в условиях, когда новая власть разгребает проблемы, которые копились 20 лет, и пытается лечить серьезные системные заболевания. Однако ясно, что созрела необходимость объединения вокруг власти профессионалов вне зависимости от политических предпочтений с целью разработки комплексных решений, которые будут приняты только после глубокого изучения всех сфер общества. И без готовности граждан стать частью этих перемен через преодоление собственной инертности эти сложнейшие задачи решить не получится.