Типичная ситуация - ребенок со скучающим видом восседает среди вороха первоклассных игрушек - тут тебе и инерционные машинки, и планшеты-телефоны с сотнями всевозможных песенок, звонков, свистелок, перделок, тут тебе и интерактивное нечто, реагирующее на свет, голос, прикосновение, запах и магнитные бури. Но все это ему (ребенку) почему-то не интересно.
Ему видите ли подавайте пустую коробку из-под памперсов, в которой он стартанет куда-нибудь на юпитер, старую мамину сумку, которую он зароет в простынях и подушках как клад старины Флинта. И отправится в компании с лучшим другом - дырявым носком, набитым фантиками, на коробке из-под подгузников на поиски старой маминой сумки.
Наблюдая за подобной картиной у каждого из трёх детей, невольно напрашивается вывод, что это не лишённая логики закономерность. Что ж, давайте разберемся!
Хочу уточнить, что все выше и нижесказанное относится к разряду "мои наблюдения", у кого-то может и не так. Речь идет о возрасте - до 5 лет. И хотел бы сразу уточнить - под дорогой игрушкой здесь подразумевается технологически навороченная вещь, которые как правило намного дороже простых игрушек, по типу пирамидок, кубиков, простых конструкторов и т.д. Я отлично понимаю, что есть целый пласт дорогущих хэндмэйд игрушек, которые попадают под понятие "простых". Речь не о них. Надеюсь, мы поняли друг друга.
Для начала смиримся с мыслью, что все игрушки делаются не с целью осчастливить мелких карапузов, а с единственной меркантильной целью - быть проданными, желательно побольше, побыстрее и подороже. И, кстати, в этом нет ничего предосудительного. Но из этого следует интересный вывод - игрушки делаются не для детей, а для их родителей.
Точнее даже так - игрушки делаются так, чтобы соответствовать представлению родителя о том, какой именно должна быть идеальная игрушка для их ребенка.
И все бы ничего, если бы поверх реальных детских интересов не накладывалась, как шмоток вареной колбасы на суровый мужской бутерброд, собственная, взрослая интерпретация полезных качеств игрушки. Сложно? Сейчас скажу попроще. Для ребенка игрушка это то, с чем интересно играть. Для взрослого же игрушка это то, что заставит ребенка надолго заняться своими делами, желательно никого не трогая, то, что разовьёт мелкую моторику, мышление, творческие способности, креатив и этикет, то, благодаря чему ребенок выучит русский, английский, китайский, старославянский и суахили, то, что не сломается / порвётся / намокнет минимум 30 лет. И, наконец то, что выполнено из экологически чистых, биоразлагаемых, тактильно-приятных материалов. Фух...
А производители понимают, что либо они сделают игрушку именно такой, со всеми наворотами, либо они ее не продадут вовсе. Поэтому прилавки завалены многофункциональными интерактивными игрушками с соответствующими характеристиками и соответствующими ценниками. Игрушки, которые радуют глаз взрослым и ...тадааам... безразличны детям.
И тут возникает резонный вопрос - да как же так? Разве могут эти венцы китайской игрушечной промышленности быть не интересны детям? Могут, и на то есть большая и очень серьезная причина.
Все дело в том, что чем более "наворочена" игрушка, тем более жёсткие алгоритмы игры с собой она задаёт. А стало быть, тем сильнее ограничивает фантазию ребенка.
Нет, он уже не полетит на юпитер. Не отправится в путешествие за сокровищами. А его "лучший друг", запрограммированный лучшими умами индусской it-области, замурлычит только когда погладить его по велюровой голове. Не по туловищу, не по хвостику. Да черт возьми, даже когда засандалишь это ватное чучело со всей дури об стенку - нет, ноль эмоций. Только по голове.
Поэтому игрушки так быстро надоедают - с ними ребенку в прямом смысле нечего делать. С ними скучно. С ними весело только родителям, так как не надо каждые 5 минут отвлекаться на такую ерунду типа: "посмотри, какой замок я соорудил из кастрюлей!", "Как думаешь, если залить в мой звездолет молока - он полетит?" И так далее. Да, и возникает иллюзия, что чем дороже игрушка, чем более пристально игрушка следит за ребенком, тем значит больше родители любят ребенка. Мы ж заботимся... Все самое лучшее. Логично же.
Давайте будем не просто смотреть за детьми, а будем видеть детей. Давайте поощрять и взращивать их невероятную тягу к креативу. Мы даже не представляем, какие невероятные миры могут быть созданы в игре - это дети покажут. Всем добра)