Найти тему
Елена Шаврак

ЕГЭ по химии: самые важные реакции по неорганике.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Неорганическая химия представлена в структуре теста ЕГЭ в целом ряде заданий: №№ 6-10, 21-23, 30-32, 34. Практически половина первичных баллов приходится именно на неорганику. В своих прошлых статьях я разобрала решение достаточно большого количества расчетных задач (типа 34 задачи из ЕГЭ) по неорганике, в том числе на растворимость, пластинки, электролиз, кристаллогидраты, кислые и комплексные соли, неполное разложение, олеум и т.д. Сегодня мне хотелось бы остановиться на наиболее важных реакциях, протекающих между неорганическими веществами. Их отбор был произведен на основе требований ФИПИ

( Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по химии, http://fipi.ru/) и анализа содержания пробников и реальных тестов ЕГЭ за последние 5 лет. Все выбранные реакции были сведены в реестр по тематическому признаку. На основании опыта использования этого реестра в своей репетиторской деятельности могу утверждать, что выпускник, знающий все уравнения реестра, может претендовать на 80+ при сдаче реального ЕГЭ. Итак, вот этот реестр:

1. Взаимный гидролиз

2. Гидролиз бинарных соединений - нейтральный, щелочной, кислотный

3. Горение бинарных соединений

4. Получение и свойства кислых солей – реакция с основаниями, кислотами, разложение, гидросульфат + Mе

5. Разложение нитратов металлов и аммония

6. Разложение перманганата, бертолетовой соли, дихромата аммония, нитрита аммония, перекиси водорода

7. Окисление иодидов (перекись, соединения железа (III), меди (II)…)

8. Электролиз растворов и расплавов солей

9. Реакции неметаллов со щелочами, карбонатами

10. Реакции неметаллов с азотной и конц. серной кислотами

11. Реакции металлов с азотной и конц. серной кислотами

12. Оксид азота (IV) с водой и щелочами, в т.ч. в присутствии кислорода

13. Оксиды неметаллов (СО2, SiO2, NO2) с простыми веществами (металлами и неметаллами)

14. Железная окалина, реакции с разными кислотами (HCl, HI, H2SO4 разб. и конц., HNO3)

15. Окисление перманганатом и дихроматом в разных средах

16. Окисление хрома (III) и железа (III) (хлор, перекись…) в щелочной среде, карбонатах

17. Образование гидроксокомплексов и их разрушение – термическое, слабыми и сильными кислотами, избыток, по каплям

18. Восстановление оксидов металлов водородом, аммиаком, угарным газом, более активными металлами

19. Восстановление оксидов металлов углеродом, образования карбидов при взаимодействии с углеродом оксидов сильных металлов

20. Сплавление амфотерных оксидов со щелочами и карбонатами

21. Горение натрия с образованием пероксида

22. Гидролиз пероксидов – горячий, холодный, в нейтральной и кислой средах.

23. Кристаллические нитрат, фторид, хлорид, бромид, иодид , фосфаты и серная кислота. Иодид и фосфорная к-та.

24. Равновесие хромат-дихромат

25. Осаждение гидроксидов металлов раствором аммиака. Аммиачные комплексы.

26. Реакция сернистого газа и сероводорода с образованием серы

27. Взаимодействие алюминия (магния) с нитратом в щелочной среде

28. Медь и хлорное железо. Медь и хром с соляной кислотой в присутствии кислорода. Медь и железо с галогенами (иод)

29. Реакция оксида меди( 2) с сернистым газом и сульфитами

30. Восстановление сульфатов коксом, водородом с образованием сульфидов

31. Особенности реакций сульфидов с кислотами

32. Реакция оксида кремния и фтороводорода

33. Реакция сульфида свинца с перекисью

34. Реакция получения белого фосфора из фосфата кальция, кокса и оксида кремния.

На первый взгляд этот реестр не очень большой, но нужно учитывать, что отдельные пункты его могут включать 5-10 реакций. Например,, уравнения реакций получения кислых солей (часть вопроса 4) :

-2

Основные реакции по разложению солей (пункты 5 и 6 реестра) представлены в следующей таблице:

Пункт 17, посвященный гидроксокомплексам, включает в себя следующие реакции:

-4

Разбираем с учениками все уравнения этого реестра обычно сразу после прохождения общей химии, когда уже заложена база по ОВР, РИО (реакциям ионного обмена), гидролизу, электролизу.

А далее обращаемся к реестру постоянно, при выполнении любого упражнения, связанного с неорганикой. В процессе многократного использования уравнений из реестра происходит их запоминание. То есть учить их на первом этапе - бессмысленно. Усвоение этого материала происходит постепенно и требует не менее 3-4 месяцев.

Всего доброго!