Найти в Дзене
Смотри Кино

Пятерка добротных отечественных фильмов "не для всех", родом из 1998 г.

Оглавление

В конце девяностых наша страна переживала не самые благополучные времена. Вроде бы экономика медленно, но верно укреплялась - народ постепенно приходил в себя после сумятицы последствий развала СССР. Дефолты, теракты, отголоски бандитизма - еще не давали полностью почувствовать себя в безопасности. Отечественная киноиндустрия продолжала находиться в глубоком кризисе - вроде открывались первые кинотеатры с цифровым стереозвуком ( Dolby Digital ), где крутилось на 99,99% западные картины, вроде проводились различные фестивали и кинофорумы, но отечественное кино ограничивалось закрытыми ограниченными показами в несколько сеансов, уходя затем на видео и ТВ практически одновременно. Полноценно в 1998 прошел лишь "Сибирский цирюльникъ". Много шума было, благодаря международным премиям, от фильмов "Страна глухих" и "Хрусталев, машину!". На видео можно было увидеть "Чистилище".

Фильмы перечисленные ниже - мелькнули где то на афишах 98го года, вышли на видео (и то не все), прокрутились по ТВ разок, в ночное время и пропали. Считаю - незаслуженно, ибо по качеству режиссуры, актерским работам, накалу страстей и посылу зрителям - эти работы относятся как Кино именно к искусству в большей мере, не уступая тем не менее в зрелищности. Итак, мотор...

Про уродов и людей

Режиссер: Алексей Балабанов

В Ролях: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Динара Друкарова, Анжелика Неволина.

Кадр из фильма. Фото из интернета.
Кадр из фильма. Фото из интернета.

Картина Алексея Балабанова, снята им аккурат между культовыми "Брат" и "Брат 2". В передышку между работами о суровом конце 20го века, режиссер создал фильм о жестокости в его начале. Сюжет рассказывать нет особого смысла - тут он вторичен, главное - отношения между персонажами- отношениями странными, люди так не ведут себя по отношению друг к другу (по крайней мере хочется в это верить), как относятся к окружающим герои картины; суть передается не диалогами, а поступками - омерзительными, грязными поступками. "Про уродов и людей" - из той категории фильмов - после которых создается двоякое чувство : хочется и пересмотреть и понять - про что собственно кино (а в случае с этим фильмом - каждый решает это для себя по-своему), и в тоже время - забыть его напрочь, "отсмотреть" назад, что бы избавиться от той подлости , что только что увидел, и которая засела где то в подкорке, чтоб являться изредка и напоминать о себе.

Сам Балабанов считал "Про уродов и людей" своим лучшим фильмом, а это дорогого стоит. Не оставил он никакой жалости к зрителю. При медленно - монотонном повествовании, резкие, хлесткие сцены. А Маковецкий исполнил одну из своих лучших ролей - его Иоганн , с неподвижными зрачками - весьма смахивает на киборга, как по движениям, так и по поступкам.

Цирк сгорел, и клоуны разбежались

Режиссер: Владимир Бортко

В ролях: Николай Караченцов, Таня Ю, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Мария Шукшина

Фото из интернета
Фото из интернета

Главный герой фильма - режиссер Худокормов в исполнении Николая Караченцова находится на излете творческого роста, и внятно осознает - что свой главный фильм он еще не снял. А снять нужно! А на дворе 90-е - денег на кино нет. А тут еще таинственная незнакомка появляется на горизонте и внушает главному герою явно не жизнеутверждающие мысли.

У Владимира Бортко получился на удивление ёмкий фильм о той эпохе - тупиковость творческих начал, безнадежность и слом личностей, обесценивание существования. Плюс весьма необычный подход к пониманию смерти и процессу морального разложения личности.

Фильм, может, немного тяжеловат в восприятии, но конечное впечатление от просмотра оставляет полноценное чувство эмоционального насыщения, веры в торжество жизни и разумности личности на распутье.

Кто, если не мы

Режиссер: Валерий Приемыхов

В ролях: Валерий Приемыхов, Артур Смольянинов, Евгений Крайнов, Татьяна Догилева

Источник yandex.ru
Источник yandex.ru

Искренний и душещипательный фильм о подростках, о взаимоотношении детей и взрослых, и о случаях, когда кому - то дети оказываются нужнее даже больше, чем собственным родителям.

Два парня по собственной дурости совершают ограбление магазина, и попадают - один в тюрьму, другой в спецшколу для трудных подростков. Родителям они малоинтересны - других забот хватает. Только бывший милиционер, спивающийся и жесткий, со своими принципами и идеалами, берется помочь парням - чем только сможет.

Фильм без какого - то пафоса, лозунгов, навязывания идеалов и ценностей: мы словно случайные прохожие - наблюдаем за вполне обыденной житейской драмой. Может это и недостаток фильма, а может и достоинство - каждый решает в силу своих установок. Фильм - эмоция. Его нужно не просто смотреть - прочувствовать. А поможет в этом замечательная игра актеров и проникновенный саундтрек группы ДДТ.

Две луны, три солнца

Режиссер: Роман Балаян

В ролях: Владимир Машков, Елена Шевченко,Константин Степанков

Кадр из фильма. Источник yandex.ru
Кадр из фильма. Источник yandex.ru

Фильм Романа Балаяна - классика советского кино, многогранен и пластичен. Он и о войне, и о любви, о мести, честности, и о влияние всего этого в совокупности на поступки, жизнь и смерть людей. Фильм задает много вопросов, но совсем не торопится дать подсказки для их ответов.

Молодому и успешному ученому Алексею, в исполнении молодого Владимира Машкова, сообщают о ужасной смерти его брата - того закопали живьем.А повинный в этом жив-здоров. Стремясь восстановить справедливость Алексей решается на месть.

"Две луны три солнца" терпеливо и монотонно подводит нас к личностному апокалипсису человека, не просто к проблеме выбора, а к черте - за которой от тебя останется лишь жалкая, мелкая часть. Придется разорваться, переступить через собственные идеалы - предать их, а потом и жить с этим. Это фильм не для просмотра в "полглаза". И лучше не ассоциировать себя с главным героем - его переживаниям и вопросам к самому себе не хочется завидовать...

Окраина

Режиссер: Петр Луцик

В ролях: Юрий Дубровин, Николай Олялин, Алексей Пушкин, Алексей Ванин

Кадр из фильма. Источник yandex.ru
Кадр из фильма. Источник yandex.ru

Киноманам и любителям арт хауса этот фильм должен быть хорошо знаком. В свое время он вызвал неординарные отзывы как положительные, так и негативные. Мне этот фильм посчастливилось увидеть на большом экране, при весьма оригинальных обстоятельствах (но это совсем отдельная история). Первое впечатление - грубое и топорное, стилистически заточенное под 30-е годы, кино. Но с каждой новой сценой, с каждым поэтапным рывком сюжета проявляется недюжинная харизма повествования. Как снежный ком несутся события и к финалу уже становятся не важны все огрехи сюжета, скудность окружения, черно-белое полотно уже не кажется какой - то странностью, а лишь логичным и единственно верным решением в том мире грязи, куда дошли главные герои. А шли они - разобраться с нечестивцами, без их ведома поделивших и продавших ихнюю же землю. Время такое! И действуют они в соответствии со временем - жестоко, кровожадно, и беспощадно.

Необычный, антуражный и запоминающийся фильм. Ничего похожего в плане стилистики ни до ни в последующие годы не замечено. Минимум диалогов, много действия, много саспенса, плюс немного здорового трэша и деревянного юмора создают зрелище, которое сложно переоценить.

Всем спасибо за внимание! Если нашли что то интересное - не забудьте лайкнуть!