Очень часто хейтеры Тутберидзе любят говорить об отсутствии ОФП в ее группе. Яко бы поэтому все фигуристы там тонкие как спички (хотя это вообще не так), прыгают только за счет крутки и часто травмируются.
Когда смотришь на мышечный корсет Саши Трусовой или Алины Загитовой, понимаешь, что без ОФП здесь явно не обошлось. В то же время после интервью Железнякова я задумалась над тем, что правы могут оказаться обе стороны. Все дело в том, что понятие и вкладываемый смысл в таинственное обозначение ОФП может у всех разниться.
Давайте познакомимся поближе с точкой зрения профессионального хореографа, который уже не один год работает с фигуристами, причем с фигуристами высокого уровня в группе Этери Георгиевны.
Аналогия с балеринами
Профессиональные танцовщики, такие как балерины, не занимаются ОФП в свободное от хореографии время. Кто-то, конечно, ходит в спортзал, но делает это для прокачки рельефа тела или желает увеличить свою выносливость, поэтому по несколько часов проводить на беговой дорожке.
Все остальные необходимые качества (гибкость, красота тела, прыжок, сила и скорость) танцовщики приобретают именно благодаря хореографии.
Точно так же, по мнению Алексея, хореография может способствовать развитию фигуристов и прокачивать все необходимые группы мышц.
В идеале фигуристы должны заниматься несколькими видами хореографии, чтобы учиться разным стилям и направлениям, включая обязательно классическую хореографию.
Как построена работа в группе Тутберидзе
Ученики Этери Георгиевны занимаются классической хореографией под руководством профессиональной бывшей балерины Большого Театра Людмилы Шалашовой. Классическая хореография прививает спортсменам культуру позиции, формирует красивые линии и чувство позы.
Алексей также рассказал, как класс хореографии помогает развить нужные качества фигуристу. Например, те же прыжки. Прыжки на полу, такие как соте, шанжман работают на группировку ног, развивают голеностоп. Некоторые ошибочно считают, что голеностоп не задействуется во время прыжка фигуриста, однако хореограф уверяет, что даже в ботинке проработанный голеностоп может значительно повлиять на высоту прыжка, прибавляя около 20-30%.
Помимо классики ученики Тутберидзе занимаются другими современными направлениями. Сам Алексей Железняков как раз преподает хореографию в стиле джаз-модерн, что помогает фигуристам развить другие важные стороны.
В интервью Алексей предлагает обратить еще внимание на народные танцы, хотя, насколько я знаю, в Хрустальном нет учителей народного танца.
Идеальная хореографическая нагрузка для фигуриста
Железняков предложил свое расписание хореографических занятий:
Мне такое расписание кажется даже немного необычным, столько разной хореографии помимо тренировок на льду. Кажется, что это перебор. С другой стороны в словах хореографа я тоже вижу рациональное зерно.
Атлетизм - вред
В некоторых школах фигурного катания в качестве тренеров по ОФП приглашают легкоатлетов. Однако не все понимают, что ОФП, к примеру, штангиста не может совпадать с ОФП фигуриста.
Бег, приседания, прыжки со скакалкой, разминки и заминки, безусловно, необходимы. Это разогревает мышцы перед выходом на лед, отказываться от таких упражнений ни в коем случае нельзя.
В то же время превращать фигуриста в качка - ошибочное решение. Тело становится настолько закрепощено, что ни о какой грации, красоте линий и легкости и речи быть не может.
Фигуристу нет необходимости тягать штангу и проводить изнуряющие тренировки в спортзале, чтобы был результат достаточно упражнений с собственным весом.
Подведем итоги
По мнению хореографа, фигуристам (одиночникам) не требуются избыточные нагрузки в спортзале с гирями, тяжестями и всем прочим. Все необходимые навыки спортсмены вполне могут развить с помощью разной хореографии. Хореография влияет не только на умение красиво себя подать, передавать образ, но и способна улучшать прыжки, делая их выше и мощнее.
На первый взгляд может показаться, что Алексей предлагает полностью отказаться от ОФП, но это не совсем так. ОФП также подразумевает под собой разминку и заминку, использование скакалки, растяжку, бег на беговой дорожке, которые необходимы всем спортсменам. Главное, уметь соблюдать баланс и не переходить ту грань, когда ОФП превращается в серьезные нагрузки легкоатлетов.
Если говорить непосредственно о группе Тутберидзе, с которой плотно сотрудничает Алексей, то можно с уверенностью сказать, что ОФП там присутствует. Правильно подобранные нагрузки и упражнения, как раз и помогают исполнять сложнейшие элементы, прыгать четверные прыжки и завораживать красивым катанием.
Алексей Железняков в своем интервью рассказывает о всех аспектах более детально и подробно, поэтому если вас интересует вопрос ОФП, я предлагаю ознакомиться с источником и прочитать интервью полностью.
Также вам может быть интересно почитать мою прошлую статью об Алексее Железнякове и его занятиями с подопечными Тутберидзе.