Почему именно живопись стала «идеальным прототипом», «образцом» для всех видов художественной деятельности? Почему именно живопись выступает от лица искусства как такового? Когда и почему это произошло?
Занимать лидирующее место среди других видов искусства начала живопись далеко не сразу. В европейском искусстве этому предшествовало несколько столетий борьбы за признание, в которой представители живописи одержали убедительную победу.
Как и в любой «истории успеха» положительный эффект был достигнут в результате совпадения нескольких факторов. Назовем те, которые сыграли ведущую роль, по нашему мнению.
Во-первых, конечно, живопись – это разнообразие и богатство визуально-изобразительных форм, т.е. в качестве произведения искусства картина обладает колоссальным запасом художественных средств и производит на зрителей потрясающий эффект.
Картина – это всегда просто, красиво, понятно, убедительно. Живопись легко демонстрировать, недаром ее называют "искусством видеть". Плюсом выступает то, что картину легко присвоить (сделать частной собственностью) – приобретать, хранить и транспортировать.
Во-вторых, живопись как будто бы и создана для того, чтобы стать символом и выражением творческой индивидуальности какого-либо художника («он – художник, он так видит»). В картине легко выразить и подчеркнуть стилевые особенности автора вплоть до создания уникального, неповторимого – индивидуального художественного стиля («манеры»).
В-третьих, картина в живописи становится манифестом, декларацией какой-то идеи, видения мира (в значении «мировоззрения»). Произведение живописи считается законченным авторским высказыванием, в котором говорится о мире в целом, подчеркиваются определенные (сущностные) черты этого мира.
Картина, таким образом, раскрывается перед зрителями и внутренний мир автора, и его концепцию мироздания, то, как внешний мир преломляется, отражается в видении художника. Здесь уникальность (индивидуальный талант) художника заключается в том, чтобы увидеть весь мир как нечто особенное и неповторимое - сочетание каких-то деталей, вещей.
Таким образом, мы смотрим на эволюцию искусства с точки зрения «большого романтизма» 19 столетия (см. предыдущие статьи). Где искусство понимается как презентация личности художника, и живопись подходит для этой цели лучше всего.
Пожалуйста, поддержите публикацию лайком! Большое спасибо!