Гениальность может выступать как «божественным даром», так и «божьим проклятьем». Но всегда является чем-то особенным, эксклюзивным, доступным очень немногим. Гораздо интереснее разобраться в том, как и почему «гениальность» становится синонимом «настоящего художника», «человека искусства»?
Искусство романтической эпохи определяется через эстетические понятия «вкуса», «гения» и «таланта», которые возникают во второй половине 18 века, и станут ведущими в 19-20 столетиях.
Романтизм, если понимать это явление в широком смысле, на первый план вывел историю конкретной человеческой жизни. Так индивидуальность и судьба начинают выступать в качестве синонимов. В центре романтических представлений находится человек и его возможности развить в себе характер, стать уникальной личностью.
Именно в этом ключе понимается «творчество» как способность к самовыражению и лучший (кратчайший) способ самореализации для любого человека. Хотя романтизм не отрицает и других путей – например, желания разбогатеть – но искусство считается предпочтительнее.
Современная эпоха наследует романтизму в большинстве своих проявлений. Мы верим в наше назначение, наши возможности, наши способности. Мы верим в уникальную судьбу для каждого человека, и что перед людьми открыты все пути к самореализации. Концепция и культ «звезд» современного искусства и культуры – это прямое следствие романтического представления о гении и гениальности.
И даже наша любовь и восхищение искусством эпохи Возрождения имеет романтическое происхождение. В частности, романтические «легенды о проклятых художниках», обреченных на творчество как результат «изгнания из рая» обыкновенной жизни восходят к эпохе Ренессанса.
Наши представления, связанные с эпохой Возрождения, настолько опосредованы романтическими ожиданиями и требованиями к идеалу человеческой жизни («титанизм» и «энциклопедичность»), культу творчества («гениальность творца») и произведениям искусства («шедевры»), что мы перестаем видеть подлинные истоки и основания искусства Ренессанса.
Дж. Вазари уподобляет способности и таланты художников, о которых рассказывает, «божественным силам», коими Бог сотворил мир во всем его разнообразии и красоте. Но возможно, что такое прочтение его книги «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 год) является только последующей «романтической интерпретацией».
Таким образом, и на литературное творчество самого Дж. Вазари мы смотрим через призму «романтических идей». История живописи, рассказанная через биографии художников – это уже идея собственно из эпохи «большого романтизма». Но тогда о чем хотел рассказать сам итальянский сочинитель и художник из эпохи Возрождения? Об этом далее.
Пожалуйста, поддержите публикацию лайком! Большое спасибо!