Найти тему

Что значит быть художником? И почему сегодня произведения искусства оцениваются в миллионы долларов?

Например, картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи была продана в ноябре 2017 года за 450 миллионов долларов, что делает автора этого произведения самым дорогим и талантливым художником в мире. И, что важно, эта оценка распространяется на все искусство эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи "Спаситель мира" (1499 год)
Леонардо да Винчи "Спаситель мира" (1499 год)

Мы знаем, что искусство далеко не сразу превратилось в престижную и рентабельную деятельность. И что ведущие творцы эпохи Возрождения еще не считали себя художниками. Они всячески избегали любых попыток приписать им статус «деятелей искусства».

Так Леонардо да Винчи упорно называл себя только «инженером, мастером фонтанов». А Микеланджело Буонаротти соглашался лишь на именование себя «архитектором, магистром точных наук» (т.е. ученым). Об этом мы говорили в первой статье о статусной эволюции искусства.

Вопрос заключается в том, когда и почему искусство эпохи Возрождения (в частности, живопись этого периода) приобрело такое важное значение (и свою стоимость). Или, уточним этот вопрос, как и почему искусство живописи приобретает высокую художественную и материальную ценность?

Речь собственно идет о символическом и социальном статусах искусства. О необходимости различать эти дистинкции, т.е. позиции духовного и материального воспроизводства мира.

Леонардо да Винчи "Автопортрет" (1510-1515 годы)
Леонардо да Винчи "Автопортрет" (1510-1515 годы)

СИМВОЛИЧЕСКИЙ СТАТУС ИСКУССТВА

В современной культуре именно искусству (художественной деятельности) приписывается самый высокий символический статус (культурный капитал).

Искусство сегодня представляет собой область духовной деятельности, где наилучшим образом воплощаются человеческие таланты. Искусство служит для выражения высших человеческих ценностей. А художники обладают качеством «гениев», способных понять и выразить характер и сущность человеческой жизни (человека как такового).

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИСКУССТВА

Произведения искусства имеют материальную ценность, выраженную в денежной массе, ведь они продаются на художественных аукционах.

Как известно, самыми дорогими лотами на аукционах оказываются именно живописные полотна. Картины великих и знаменитых художников стоят десятки и сотни миллионов долларов. Значит, о значимости для искусства и человечества какого-то художника (и его творчества) можно судить по стоимости его картин.

Титульный лист книги Дж.. Вазари (1557 год, 2-е издание)
Титульный лист книги Дж.. Вазари (1557 год, 2-е издание)

ДИСТИНКЦИИ

Различия в статусах выражается в приписывании ценности чему-либо «задним числом». Например, мы уже писали о Джорджо Вазари и его книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Тот самый Вазари, который в своем сочинении 1550 года смелым росчерком пера наделил и Микеланджело, и Леонардо (и многих других) статусом «живописцев и скульпторов».

И теперь мы воспринимаем их в качестве таковых, т.е. как «художников». Хотя с точки зрения, как своей эпохи, так и собственной, они («инженеры» и «ученые») не были таковыми.

А, во-вторых, именно с этого сочинения Дж. Вазари начинается традиция считать художников носителями «творческого гения», «божественного дара». Судьбоносный поступок Дж. Вазари по возвеличиванию «живописи» и возведению ее в жанр искусства заключается именно в словах о «божественном» видении тех художников, о которых он рассказывает.

Леонардо да Винчи "Джоконда" (1503-1506 годы)
Леонардо да Винчи "Джоконда" (1503-1506 годы)

И, собственно говоря, этот «божественный замысел», запечатленный в произведениях «великих творцов» эпохи Возрождения, становится причиной для определения их стоимости. В сотнях миллионов долларов!

А сочинение Дж. Вазари становится красноречивым примером пересечения художественной атрибуции с психологической. Когда никого не удивляет, что «гениальное» произведение должно стоит миллионы долларов. И, с другой стороны, высокая стоимость картины является гарантией ее «гениальности».

Таким образом, именно Дж. Вазари дал нам «теоретические» основания для созерцания «шедевров» человеческого духа. И «Мона Лиза» так убедительно смотрится в Лувре во многом благодаря его суждениям.

Пожалуйста, поддержите публикацию лайком! Большое спасибо!