В мой первый приезд в Китай я была волонтёром AIESEC и преподавала английский и страноведение детям от 6 до 16 лет. Во время учёбы в магистратуре Цинхуа я подрабатывала учителем английского в языковом центре и вела занятия у совсем малышей трёх лет, а также у ребят постарше от 7 до 13 лет и парочки их родителей. Эх… были времена, когда преподавать английский было безопасно и не было никаких полицейских рейдов и задержаний…
За время работы с китайскими детьми, подростками и их родителями, а также общения со своими китайскими друзьями-студентами у меня сложилось чёткое убеждение, что всё в Китае вертится вокруг учёбы, дополнительных занятий и адской нагрузки.
Правда адской... Во время моего последнего онлайн-урока с шестилетним мальчиком была ситуация: ребёнок рыдает от усталости, я предлагаю перенести занятие, а мама малыша даёт ему крепкий подзатыльник, чем вызывает ещё больший поток рыданий, но заставляет продолжать занятие...
Серьёзно, у детей совершенно нет свободного времени и часто они засыпают прямо на уроках… После школы обязательны спорт, танцы, балет, музыкальная школа. По выходным с 8 утра английский.
Они ещё плохо говорят по-китайски, а родители уже отводят их на занятия английского. Первые полчаса ты просто успокаиваешь плачущего малыша, который просится к маме, а в остальные 15 минут пытаешься в игровой форме научить самым-самым азам: приветствию, цифрам, цветам...
Во время проекта AIESEC (это была летняя школа, где у ребят были полноценные уроки по школьной программе и еще дополнительные на английском языке, которые вели мы) … так вот, на тех уроках никаких слёз уже не было, но дети были настолько скромные и тихие… Не все, конечно, ребята лет до 10 были теми ещё сорванцами, а вот подростки создавали впечатление, будто ощутили на себе всю тяжесть существования… Задаёшь им вопрос – они нервно встанут, опустят глаза в пол, шёпотом переспросят у соседа вопрос, уточнят свой ответ и только потом тихо-тихо ответят.
Мне показалось, что у китайцев есть 5 главных черт в поведении на занятиях:
- Авторитет учителя беспрекословен
- Говорит только учитель
- Обсуждение темы в классе и призыв учеников высказывать своё мнение практически не практикуется
- Ученики чётко выполняют задания по инструкции, по одной и той же схеме и не выходят за рамки
- Всё заучивается наизусть
Я спрашивала у своих друзей-китайцев, с которыми мы работали, почему ребята так себя ведут и как с ними правильно налаживать контакт. В ответ слышала всегда одно: поступление в университет очень важно для семьи каждого ребёнка, поэтому с самого детства, а особенно в подростковом возрасте, на китайцев ложится груз ответственности под названием gaokao, или всекитайские государственные вступительные экзамены в вузы.
Система экзамена «3+2»: три обязательных предмета (математика, китайский и иностранный языки), а также два по выбору (физика, химия, биология, география, литература, история, политология). Экзамены проводятся 7 и 8 июня. Два дня «тишины», когда места проведения экзаменов огорожены и охраняются полицией, блокируется проезд, прекращаются стройки. В общем, что-то типа нашего ЕГЭ, но вот только даже страшно представить, какой в Китае конкурс при поступлении с их-то населением… В Пекине, например, на технические специальности было выделено 1800 мест для жителей столицы (из 80 000 кандидатов), и только 38 мест – для провинции Шаньдун (из 660 000 кандидатов).
Поэтому поступление в университет открывает для китайцев многие двери и вызывает настоящее уважение. Я, например, училась в университете Цинхуа из так называемой «китайской Лиги Плюща». И стоило мне только обмолвиться об этом в разговоре с китайцем, как тот восторженно вздыхал, говорил, что Цинхуа – его мечта, и частенько сменял отношение ко мне на какое-то приторно-обходительное.
Поэтому у меня после жизни в Китае создалось впечатление, что всё крутится вокруг образования. Сейчас, конечно, прогресс в том же самом английском, например, не очень заметен, когда выходишь в город (я жила в Пекине). Без знания китайского будет тяжело, но тем не менее, всё чаще и чаще на улице можно встретить учеников, студентов и людей среднего возраста, которые тебя поймут и смогут что-то объяснить, если обратиться к ним на английском. А если посмотреть на несчётное количество языковых центров, то даже страшно представить, что будет через десять, а то и через пару лет…
А что вы думаете по поводу учёбы в Китае и отношения китайцев к образованию? Какой опыт был у вас?
Если понравилась статья, читайте нас также в группе (https://vk.com/china_bao) и в телеграме (https://t.me/bao_tours).