Найти тему
Нейропедагогика

2+2 = Т! Р! Е! В! О! Г! А! Как победить математическую тревожность?

Оглавление

Применяем данные нейропедагогических исследований на практике. О когнитивном контроле, переосмыслении негативных эмоциональных ответах.

Иногда люди испытывают чувство тревоги, имея дело с цифрами и вычислениями. Думаю, в каждой школе есть дети, которые испытывают это чувство перед уроками математики, алгебры и геометрии. Как помочь этим детям? Да и вообще всем людям, имеющим трудности в обучении математикой?

Тревожитесь открывать письма "счастья" с счетами или проверять состояние банковского счета? Может быть дело в строгой учительнице математики в школе?
Тревожитесь открывать письма "счастья" с счетами или проверять состояние банковского счета? Может быть дело в строгой учительнице математики в школе?

Что такое математическая тревожность?

Феномен математической тревожности был описан ещё в 1950 году, и, как часто это бывает, в университетской среде среди студентов. Затем понятие было расширено и стало применяться на всех уровнях образования. В широком смысле, математическая тревожность - это эмоциональная реакция на математику как на что-то дискомфортное.

На практике у людей, испытывающих математическую тревожность возрастает кровяное давление, сердце начинает биться чаще. Тук. Тук. Тук. Сейчас надо будет разделить член на многочлен скорость на время, а, может быть время на скорость? Тук. Тук. Тук. ТУК.

Математическая тревожность измерима: для этого (ну кто бы мог подумать!) используют опросник математической тревожности.

И это не выдумки, которые призваны оправдать нежелание детей заниматься математикой, а достоверный факт, описываемый также и в русскоязычных источниках.

Нейропедагогические исследования в области математической тревожности

Прежде чем разбираться с исследованиями, небольшой ликбез, который вы можете смело пропускать, если изучали биологию или увлекаетесь нейронауками:

Рабочая память - непосредственный объем памяти, с которым мозг может работать в реальном времени (аналог оперативной памяти в компьютере).

Когнитивный (сознательный) контроль - процесс, лежащий в основе влияния целей и задач, поставленных личностью на поведение.

Переосмысление негативных эмоций позволяет мозгу переоценить негативный ответ таким образом, чтобы уменьшить его силу или сделать его положительным.

Амигдала (миндалевидное тело) - подкорковая структура лимбической системы мозга, связанная по мнению нейробиологов с возникновением негативных эмоций.

МРТ мозга человека с выделенной красным амигдолой
МРТ мозга человека с выделенной красным амигдолой

Итак, сами исследования:

  • В 2012 году Young и компания, проведя нейровизуалиционное исследование с помощью фМРТ, обнаружил, что дети с математической тревожностью, производящие вычисления имеют более выские показатели активности амигдалы, и более низкую активность в зонах мозга, которые отвечают за рабочую память.
  • В 2012 году Lyons и Beilock открыли, что у студентов с математической тревожностью можно предсказать успешность выполнения заданий с помощью исследования, насколько у них активны зоны, отвечающие за когнитивный контроль и переоценку негативных эмоциональных ответов.
  • В 2011 году Ramirx и Beilock провели на базе школы следующее исследование: взяв 106 учеников 14-15 лет, они попросили их оценить свой нормальный уровень тревоги, а затем случайным образом разделили учеников на две группы. Одной группе перед тестом по математике дали написать эссе о своих тревогах, а второй дали написать эссе на тему, не связанную с тревожностью. Ими было обнаружено, что у группы, которой дали написать о своих переживаниях, результаты теста по математике у самых тревожных детей не отличались от таковых у детей, которые математической тревоги не испытывают.

Как педагогу предотвратить или снизить математическую тревожность?

Жду ваших предложений в комментариях, а пока почитайте, что предлагают другие умные люди:

  • Например, связь математики с жизненными ситуациями.
  • Задания по математике должны быть привлекательными для всех гендеров, ориентаций и не содержать стереотипов.
  • Разрешить детям использовать анти-стресс игрушки на уроках.
  • Создавать задания по математике с юмором!
  • Вовлекать всех участников образовательного процесса в снижение тревожности.

А как вы справлялись с математической тревожностью в школе и университете? Ответ пишите в комментариях:)

Спасибо всем, кто дочитал статью до конца. Надеюсь, вам понравился этот материал. Если это действительно так, то поставьте, пожалуйста палец вверх, так вы поможете распространить эту информацию.