Найти в Дзене
Мир искусства 2.0

Балерины и моющиеся женщины Дега. Кто прекраснее?

Если вы видите балерину, то можете определить художника с вероятностью 90%.

Если вы видите балерину, то можете определить художника с вероятностью 90%.

Дега выбрал своей темой в живописи изображение моющихся женщин, балерин и скачущих лошадей. Всю жизнь он стремился запечатлеть мгновение, изобразить движение. Это отличает его от других импрессионистов, которые тоже пытались изобразить миг, передать впечатление (impression), но ловили его в основном на открытом воздухе, писали пейзажи.

-2

Всю жизнь он стремился к совершенству, к передаче точнейших движений. Нередко он перерисовывал картины на протяжении 10-20 лет. Иногда даже приходилось красть и выкупать уже проданные или подаренные работы.

-3

Скульптуру "Четырнадцатилетняя танцовщица" Дега мял десятки раз. Может, ему нравился процесс работы, может, он был фанатичный педант.

Про эту скульптуру художник говорил: «Если бы мне дали полную шапку бриллиантов, то это не доставило бы мне той радости, которую я испытал, когда сломал ее ради удовольствия начать все сначала…»

А про процесс создания живописи вот что: "Что нужно сделать в живописи? Если бы я это знал, я бы давно уже сделал. Я всю жизнь пробую".

-4

Однако, скульптуру нещадно ругали критики: это обезьяна, она не пропорциональна, где Дега видел таких уродливых танцовщиц?

«Голубые танцовщицы» - картина, сделавшая его знаменитым, хотя и ее ругали критики. Увидеть ее мы можем в Пушкинском музее 😉

-5

Дега не сильно расстраивался из-за критики в свой адрес. Он отвечал, что только глупец может ждать похвалы от того, кто сам не может ничего создать. Он был остер на язык, и его фразочки часто разлетались на цитаты.

Например, про обучение художников Дега говорил: "Нужно снова и снова копировать старых мастеров, и только после того, как вы покажете себя хорошим копиистом, вам можно разрешить сделать с натуры редиску."

-6


На картине "Голубые танцовщицы" изображены 4 балерины за кулисами, а быть может, это одна балерина во время движения. Необычен для того времени ракурс изображения – сверху, как будто художник подсмотрел, что происходит за сценой. Изображение размыто - мы даже не можем рассмотреть лица. Так Дега передает их движение, легкое и ускользающее. .
Есть версия, что это не 4 балерины, а одна в разные мгновения танца. Как мультик.
А вы как думаете?

Такая интерпретация подходит ко многим изображениям танца Дега.

-7

И самая знаменитая моющаяся женщина Дега. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – “это всё равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину”. Это не натурщицы, они не позируют. Это просто женщины, которых подловили за обыденным занятием.

-8

Хотя на самом деле некоторые из них и есть натурщицы. Просто позировали они совершенно по-другому. Дега просил их просто ходить по мастерской и расчесываться, заниматься своим обычным туалетом.

Обнаженные женщина Дега не стесняются, не кокетничают, ни стараются соблазнить. Именно этим Дега привлекала эта тема с тазиком.

А вот и автопортрет художника.

-9

Не сохранилось никакой информации о любовных романах Дега, неизвестно и о связях с танцовщицами и натурщицами. Видимо, этот красавчик целиком и полностью посвятил себя искусству...