Найти тему
Дикое поле

Ламинское святилище

На горе Ламинская, всего в 18 километрах к северо-востоку от города Нерчинск, по словам местных жителей, находится Нечто. На протяжении столетий те, кто ненароком заглядывали в это место, видели там блуждающие огни, призраки невиданных людей и животных, а время нередко преломляло свой ход или даже пускалось вспять. Этой аномалией в 1967 году заинтересовались читинские археологи и находка потрясла их, ведь ею стало наиболее крупное из найденных на данный момент культовых сооружений "плиточников"

Ламинское святилище.
Ламинское святилище.

Внутри "нечистого места"

Ламинское святилище представляло собой плиточную могилу оригинальной, четырехкамерной конструкции, внутри которой располагался настоящий "слоеный пирог" из жертвоприношений разных периодов времени. Первый слой был наименее богат на находки, ведь он относился к заключительному периоду истории культуры плиточных могил, но эта находка открыла новые страницы истории этого загадочного народа и поставила ученых в тупик. Буквально под самыми верхними плитами были обнаружены черепки характерного для "плиточников" плоскодоного глиняного сосуда, в котором держали зерно проса, что свидетельствует о том, что под занавес своей истории "плиточники" начали заниматься земледелием, что удивительно, ведь до этого времени Забайкалье считалось зоной рискованного земледелия, в которой оно и сейчас экономически невыгодно, что говорить о временах 2-тысячелетней давности. Второй слой содержал более привычные для кочевой цивилизации находки - черепа домашнего скота, обращённые мордами на восток. Хотя на Ламинской горе встречаются и черепа баранов, и черепа крупного рогатого скота, основное место занимают черепа лошади, что наглядно говорит о том, что "плиточники" являются одними из пионеров в деле приручения лошади. Но самые необычные находки ждали археологов на третьем уровне, на котором находились жертвоприношения самого раннего периода истории "плиточников". Под крупным слоем щебня и ракушечных бусин лежали останки 7 человек, судя по всему принесенных в жертву одному из богов. Убивали их по разному: одному раздавили череп, другому проломили голову ударом чекана, а остальных убивали выстрелами из лука в спину. К сожалению, святилище было порядком разграблено ещё в XIX веке, о чем рассказывали старожилы деревни Нижние Кумаки, в окрестностях которой и расположено святилище. По их рассказам, один беспутный крестьянин раскопал святилище, несмотря на предупреждения, нашел там много ценного и припрятал до времени, но воспользоваться богатством не успел: вскоре после этого он покрылся "черной коростой" и сгорел всего за 2 месяца (в заболевании святотатца можно узнать меланому - рак кожи). Но и того, что досталось археологам, оказалось достаточно, чтобы по-другому посмотреть на многие страницы истории. Обилие костяных изделий тонкой работы и сходного с произведениями эвенкской культуры стиля позволило выдвинуть гипотезу о том, что родиной "плиточников" была восточносибирская тайга, откуда они по неизвестным причинам ушли в степь, а обилие погребального инвентаря говорит о том, что на жертвенник люди всходили абсолютно добровольно и при жизни они обладали довольно высоким социальным статусом.

Погребальный инвентарь из Ламинского святилища.
Погребальный инвентарь из Ламинского святилища.
Останки человеческих жертв.
Останки человеческих жертв.

После окончания раскопок стало очевидно, что в Забайкалье появилось новое "место силы", способное сегодня стать значимым туристическим обьектом, были открыты многие страницы истории первых забайкальских номадов, но по-прежнему в истории культуры плиточных могил куда больше вопросов, чем ответов.