Начало тридцатых годов XIX века было самым тревожным на Кавказе. Это было время Кази-Магомеда, начавшего с огромным успехом проповедывать в горах новое мусульманское учение - мюридизм. Мюрид значить: ищущий путь к спасению. Миридизм признавал султана Халифом и главой ИСЛАМА; верили в то, что ПРОРОК МУХАММАД воздвигает из народа пророков, которые стараются сохранить учение КОРАНА в чистоте и правоверные должны повиноваться им, как избранным людям. Таким избранным горцы признавали Кази-Магомеда, особенно отличавшегося своей набожностью.
Кази-Магомед укреплялся внутри страны и старался привлечь к себе аварцев. Аварское племя начинало дробиться на множество отдельных обществ, бывших некогда вольными, а в последствии подчинившихся частью России.
Молодые ханы Аварии в 1830 году воодушевлённые матерью своею Ханшею вдовою Паху-Бике, нанесли поражение Кази-Магомеду; он сумел сбежать. Оправившись от ран, он собрал мюридов, предпринял вторичное вторжение в Аварию, которое оказалось удачным. Стал победителем! Народ принял его учение.
В 1832 году удача отвернулась от него. Кази-Магомед со своей правой рукой - Шамилём были окружены в Гимрах русскими войсками. Горцы дрались отчаянно от восхода до захода солнца. Сначала их было шестьсот человек. Дагестанцы не выдержали и разбежались. Остались Кази-Магомед, Шамиль и пятьнадцать мюридов. Кази-Магомед погиб. Здесь Шамиль проявил чудеса храбрости. Я об этом много писал, он того стоит.
Как только Шамиля избрали Имамом он начал действовать. И правильно делал! В 1835 и 1836 годах число приверженцев Шамиля значительно увеличилось; он начал усиливаться, нападать на Аварию, разорять селения жителей.
В Чиркате Шамиль прожил два года. За это время он совершал набеги на окрестные селения Койсубу. Несколько раз нападал на селение Унцукуль. Наконец Шамиль разбил их и вернулся в Чиркат.
Особо хочется рассказать о событиях при осаде Ахульго. Осада длилась одиннадцать недель. Три тысячи убитых русских солдат. Более тысячи трупов неслось по реке. Девятьсот человек стариков, женщин и детей было взято в плен. Некоторые выхватывали штыки у часовых и бросались на них. Во время осады Шамиль лишился своей жены, младенца сына, двух племянников. Жажда мести к гяурам, к неверным разгорелось в нём ещё больше. Сестра Шамиля, Фатимат, не желая быть в плену у неверных, предпочла смерть - она бросилась в реку Койсу.
В 1840 году Шамиль поселился в Дарго (Чечня). Он жил в деревянном доме построенном попавшими в плен русскими солдатами.
28 августа после четырёхдневной осады Шамиль взял Унцукуль. В плену у Шамиля оказался полковник Веселицкий и десятью русскими офицерами. Позже Шамиль предлагал обменять их на пленных горцев.
Шамиль вторгся в Северный Дагестан с 20 000 войском, где был убит русский генерал Пассек. Далее, Шамиль предал огню все богатые селения Анди. В боях при Анди был ранен русский полковник Барятинский.
Шамиль занимался в Ведено преобразованием своей армии. Артиллерия Шамиля состояла почти из русских пушек, взятых у них же (у русских) в 1843 году; но Имам начал отливать и собственные пушки и ядра. Шамиль построил пороховые заводы в Ведено, Унцукуле и Гунибе, где разрабатывались ракеты.
Шамиль разделил своё войско на сотни и десятки; поставил в каждом обществе наибство. Наиб был начальником пяти участков, составляющих провинцию; он пользовался духовной и гражданской властью. Наибство содержало 300 всадников.
В 1853 году Турецкий Амир-Паша предложил Шамилю соединиться с ним. Шамилю надо было подружиться ни с трусливыми турками, а с англичанами, они уж точно заднего хода не дали бы. Тем более, что за Кавказом они давно присматривались.