Найти тему
Танкист

Сталинградский танковый завод №264: от бронекатеров — до танков Т-60

===

Бронекатер проекта "1124"
Бронекатер проекта "1124"

===

Судостроительный завод в посёлке Красноармейск Кировского района города Сталинграда, был построен в 1931 году.

Первоначально он назывался «Красноармейская верфь». На заводе производились суда класса «река — море», в частности — сухогрузные и наливные баржи.

===

Накануне Великой Отечественной войны — в 1940 году, завод приступил к производству «речных танков» — больших двухбашенных бронекатеров проекта «1124», разработанных в 1932 году «Ленречсудпроектом».

При этом судостроительное предприятие было переименовано в военный завод №264 Наркомата судостроительной промышленности СССР.

«Речной танк» - бронекатер проекта 1124
«Речной танк» - бронекатер проекта 1124

===

Кроме того, в 1941 году на заводе №264 началось производство бронированных корпусов и башен для знаменитых средних танков Т-34, выпускавшихся на Сталинградском тракторном заводе.

На заводе также производились бронекорпуса для боевых самолётов — знаменитых штурмовиков Ил-2.

После начала Великой Отечественной войны в сентябре 1941 года в Сталинград был эвакуирован Харьковский тракторный завод (ХТЗ) — в частности, КБ (конструкторское бюро) и производственные линии (более двух тысяч единиц оборудования), которые разместили на заводе №264.

Лёгкий танк Т-60 производства завода №264
Лёгкий танк Т-60 производства завода №264

===

При этом объединённый военный завод перешёл в подчинение Наркомата танковой промышленности и стал выпускать лёгкие танки Т-60.

Серийное производство лёгких танков Т-60 на заводе №264 началось в декабре 1941 года (выпущено 45 единиц).

В 1942 году началось уже более масштабное производство — всего до августа 1942 года заводом №264 было выпущено 1130 лёгких танков Т-60.

Лёгкий танк Т-60 в освобожденной деревне
Лёгкий танк Т-60 в освобожденной деревне

===

В августе 1942 года военный завод №264 был эвакуирован, сначала в город Астрахань, а затем — в город Барнаул, где был создан военный завод №77, выпускавший танковые дизельные двигатели В-2.

После окончания Сталинградской битвы в 1943 году на территории завода были созданы специальные мастерские для ремонта танков и самоходных орудий, а в 1949 году восстановленный завод вернулся к судостроительному производству.

***

Про гусеничные артиллерийские тракторы вы можете почитать в статье:

В августе 1944-го: быстроходные тягачи М-5 Красной Армии в бою

***

Спасибо за внимание. Подписывайтесь на наш канал!