Найти тему

Как Гибралтар обидел Соединенные Штаты, а Иран бросил вызов им и Великобритании

   Арест полтора месяца назад в Гибралтаре иранского супертанкера Grace 1, перевозящего нефть в сторону Сирии, явно не обошелся без участия американских спецслужб, стремящихся нагнетать обстановку...

Арест полтора месяца назад в Гибралтаре иранского супертанкера Grace 1, перевозящего нефть в сторону Сирии, явно не обошелся без участия американских спецслужб, стремящихся нагнетать обстановку вокруг Ирана. То, что это сделали английские власти, в чьем подчинении до настоящего времени все еще находиться Гибралтар, и которые используют любой повод в провокационных целях, лишь бы угодить Америке и встроиться в проводимый ею внешнеполитический курс, не свидетельствует о том, что решение об аресте танкера было принято ими самостоятельно.

Но, ни Великобритания, ни США не ожидали резкого и очень сильного ответа иранских властей, которые, выждав пару недель, в свою очередь арестовали английский танкер и продолжают его удерживать. Понеся серьезные финансовые потери и поняв, что Соединенные Штаты, а уж тем более сама Великобритания, не в состоянии организовать силовое прикрытие из эскорта военных кораблей всем танкерам, перевозящим нефть в Европу, английские власти отступили и, по всей видимости, дали отмашку на освобождение танкера, но без согласования с американской стороной.

После этого, власти Гибралтара заявили о том, что они освободили нефтяной танкер под иранским флагом, проигнорировав последнюю просьбу Соединенных Штатов о передаче судна под их опеку, тем самым, нанеся США серьезную обиду. В твиттере Gibraltar Chronicle говорится: – «Власти Гибралтара освободили иранский супертанкер Grace 1, который был захвачен 4 июля по подозрению в том, что он перевозил 2,1 млн. баррелей сырой нефти в Сирию в нарушение санкций ЕС».

Ранее газета сообщала, что Верховный суд территории получил запрос от министерства юстиции США о «взаимной правовой помощи в попытке захватить судно». Запрос США поступил после того, как советник по национальной безопасности Джон Болтон посетил Соединенное Королевство, которое до настоящего времени претендует на Гибралтар в качестве территории. Но, после того как состоявшийся в прошлый четверг суд возобновился, главный судья заморской территории Энтони Дадли сказал, что ему не было передано никаких официальных заявлений от американских властей, и поэтому он отказывается что-либо им отвечать.

Иранское правительство, как сообщила Gibraltar Chronicle, предоставило властям Гибралтара письменные заверения в том, что супертанкер не будет продолжать движение в Сирию после того, как ему будет разрешено отплыть. «Судно больше не подлежит задержанию», – процитировала документ Gibraltar Chronicle.

Судьба Grace 1, похоже, выявила степень ограничения «максимального давления» администрации Трампа. Первоначально казалось, что Великобритания преследовала «активистскую» интерпретацию правил ЕС, пойдя на крайние меры в вопросе о захвате иранского судна, которое вошло в воды крошечной английской заморской территории. Закон Европейского Союза не запрещает экспорт нефти в Сирию и не имеет юрисдикции над продажей иранской нефти. Кроме того, Испания оспаривает британскую юрисдикцию над Гибралтаром. Но, по данным властей, предполагаемым местом назначения нефти был сирийский НПЗ Baniyas, который находится в черном списке под санкциями ЕС.

Когда Grace 1 вошла в воды Гибралтара 4 июля, британские Королевские морские пехотинцы, действуя в сотрудничестве с местными правоохранительными органами, захватили судно. Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф тогда же быстро обвинил в этом «Команду Б» – это его прозвище ястребиной команды Джона Болтона. Болтон был в восторге. «Отличная новость. Великобритания задержала супертанкер Grace I, груженный иранской нефтью, направляющийся в Сирию в нарушение санкций ЕС. Америка и наши союзники будут продолжать препятствовать тому, чтобы режимы в Тегеране и Дамаске извлекали выгоду из этой незаконной торговли», – написал он в твиттере.

Британский захват Grace 1 даже многие западные страны посчитали спорным, как политически, так и юридически. Английское министерство иностранных дел столкнулось с критикой в свой адрес в том, что его решение поддержать шаг по введению санкций ЕС таким новым способом может привести к иранской реакции, так же как и иранская ядерная сделка, которая находится под сильным давлением. Иран, отвечая на усиливающиеся экономические санкции США, вышел из некоторых положений ядерной сделки, охватывающих ограничения на обогащение урана и его запасы.

Это произошло в первый раз, когда Великобритания ввела эмбарго ЕС на продажу нефти в Сирию подобным образом. В последствии Великобритания официально признала, что действовала после давления со стороны США, в том числе американской разведки, сообщившей о том, что танкер перевозит нефть, предназначенную для режима президента Асада. Для Соединенного Королевства стало неожиданностью и то, что Grace 1 вышел из международных вод и вошел в воды Гибралтара, что сделало возможным захват судна.

Были также юридические вопросы по поводу того, соответствует ли арест международному праву, поскольку Иран не подпадает под эмбарго, введенное ЕС, но многие эксперты заявили, что порт, к которому было привязано судно, является санкционированным субъектом, и поэтому арест Великобританией иранского судна является законным в соответствии с законодательством ЕС. Переговоры между иранскими официальными лицами и министерством иностранных дел, проведенные в Лондоне в прошлом месяце, не смогли разрешить кризис после того, как Великобритания потребовала гарантий того, что груз корабля не будет отправлен в Сирию. Иран настаивал на том, что он имеет право продавать нефть Сирии или любой другой стране, которую он пожелает.

США отдельно пригрозили ввести санкции в отношении любой страны, которая импортирует нефть из Ирана. Экспорт нефти имеет жизненно важное значение для иранской экономики, и она отреагировала на растущую удушающую хватку, заняв более агрессивную позицию в Ормузском проливе, водном пути, который Иран считает своим заповедником.

Но, 19 июля подразделение Корпуса Стражей Исламской революции захватило британский танкер Stena Impero в Ормузском проливе и сопроводило его в иранский порт Бандар-Аббас, игнорируя радиовызовы британского военного корабля, требовавшего позволить танкеру продолжать свободно идти. Сам рейд, записанный на видео и опубликованный Корпусом Стражей Исламской революции (КСИР), показал, что одетые в балаклавы коммандос спускаются на британский танкер на вертолете. Захват, по-видимому, был призван повторить конфискацию Британией иранского танкера в начале этого месяца. На вопрос о том, что Соединенные Штаты сделают, чтобы помочь вернуть судно своего союзника, госсекретарь США Майк Помпео, похоже, умыл руки от этого инцидента, заявив: – «Ответственность заботиться о своих кораблях, в первую очередь, ложится на Соединенное Королевство».

Тем временем высшее командование Ирана объявило, что страна официально перешла от позиции «сдерживания» к позиции «расчетливого противостояния». Эти заявления, по-видимому, закрепили в политике многомесячную модель ответных мер по типу «око за око» против попыток США перекрыть экспорт иранской нефти. Региональные государства, которые рассчитывали на то, что США гарантируют безопасность в Персидском заливе со времен доктрины Картера 1980-го года, по-видимому, быстро поняли всю остроту ситуации. Так, Саудовская Аравия, заклятый враг Ирана, сразу же освободила иранский нефтяной танкер, который она держала в течение нескольких недель – незаконно, согласно Тегерану. Встревоженные Объединенные Арабские Эмираты, у берегов которых в мае были повреждены четыре танкера, также пытались деэскалировать ситуацию, отправив своего командующего Береговой охраной 30 июля в Тегеран для переговоров со своим коллегой. Хотя эта встреча была охарактеризована как «рутинная», прошло слишком много лет с тех пор, как была проведена последняя публичная фотосъемка подобных переговоров.

Гибралтар, а также неявно Великобритания, отправили сообщение в Вашингтон словами геополитического аналитика из ClipperData Ноама Райдана, который заявил: – «Оставьте нас в стороне от вашей проблемы с Ираном. Освобождение Grace 1 демонстрирует, что союзники США все меньше и меньше готовы выполнять работу Вашингтона». Прорыв все же произошел. Как считают эксперты, это может изменить и атмосферу вокруг ядерной сделки в преддверии саммита G7 мировых экономических держав в Биаррице в конце месяца. Соперничающие европейские и американские подходы к иранскому режиму, вероятно, будут центральными на саммите.