Немецкий фотограф Улла Девентер (Ulla Deventer) стала одним из четырех номинантов престижной фотографической премии ING Unseen Talents.
Проектом-финалистом стала серия Butterflies are a sign of a good thing (если дословно, то перевод такой: Бабочка — это добрый знак). На казенном кураторском языке проект описан как "долгосрочное художественное исследование положения секс-работниц в разных городах Европы и Африки".
Проект начался в 2013 году со съемок в кварталах красных фонарей европейских стран, а затем Девентер отправилась в столицу Ганы — Аккру. Проект длился пять лет, и сегодня, когда он уже состоялся в выставочном формате в Париже, она предполагает, что будет реализован и в виде книги.
«Однажды я прогуливалась по кварталу красных фонарей на севере Брюсселя и была очарована женщинами, которые сидели в витринах. Меня заинтересовало, как по-разному они себя показывали, как влияли на них декорации или одежда. В тот же день я нашла свою первую героиню и спросила, не против ли она посмотреть мои работы и присоединиться к проекту. Это было начало,» — вспоминает Улла в одном из интервью.
Фото девушек чередуются с фотографиями их же наивных рисунков, натюрмортами, составленными из драгоценностей, фрагментами интерьеров, наполненных игрушками и мишурой. Женщины — прячутся. Они предъявляют фрагменты тел, но взгляд скрыт, спрятан, уведен в сторону.
Телесное лишено сексуального, тела подчеркнуто материальны, на них следы одежды, нездорового образа жизни. Плоть ранима и повреждена. Плоть лишь оболочка. Женщины далеки от тех образов, что множит и эксплуатирует индустрия красоты и моды.
И тем не менее Улла пишет: «Я исследую формы женского тела, идеи красоты, желания, табу и сексуальности. Меня интересует, как общество формирует нормы, влияющие на представление и восприятие женщин, и как женское тело может быть использовано в качестве инструмента.
Секс - это прежде всего удовольствие, желание и похоть, зависимость и экстаз. В то же время, речь идет о власти, об иерархиях, о взаимоотношениях мужчин и женщин. Оказывается, женское тело становится политическим оружием.
То, как мы живем и говорим о сексе, многое говорит о наших табу и фантазиях и, наконец, о том, как общество создается миром, который существует, оценивая неизвестное, а не слушая друг друга», — поясняет автор идею этой серии.
Однако, на фотографиях нет мужчин, нет сцен насилия, экстаза или похоти. Да и политика в явном виде не присутствует.
Героини — трогательные, ранимые, скрытные, ушедшие в себя, выражающие себя с помощь фантазий. Инфантильные. Прячущиеся в париках. За смешными игрушками и бижутерией. За ярким макияжем и маникюром, впрочем, изрядно испорченным.
Улла Девентер показывает беззащитный, наивный, женский мир фантазий и доверия. Сексуальное проступает через цвет и фактуры тканей и украшений, в розовом и синем, в куклах и раковинах.
И даже — в текстах к рисункам
— Я сказала ему нарисуй бабочку на моей ноге.
Потому что, моя бабушка всегда говорила мне,
что бабочка — это знак добра.
Так что в любое время вы видите бабочек вокруг
вы всегда будете знать, что
это знак того, что на вашем пути происходит что-то хорошее.
Так что я люблю бабочек
«Бабочки» — третий проект Уллы. До этого она сделала серию Taxi Drivers фотографий о таксистах-экспатах в Абу Даби.
Абу Даби
Таксисты — пакистанцы, египтяне, индусы — приехали в Арабские Эмираты на заработки. Молодые и пожилые мужчины глядят прямо в нацеленный на них объектив Уллы. Серию портретов сопровождает текст, объясняющий социальное положение этих мужчин.
«Во время моего исследования я познакомилась с таксистом из Пакистана, он открыто рассказал мне о своей трудовой жизни. Ему удалось тайно переправить меня в свой лагерь. Когда мы вошли в бетонное здание, в воздухе стоял едкий запах мочи и рвоты в сочетании с высокой влажностью и жарой. Я вошла в комнату, где 12 мужчин делили одну спальню. Некоторые из них согласились предстать перед моей камерой».
Первый проект Улла сделала в рамках социального-расследования в строго документальной реалистической манере. Однако, никаких трудовых будней, усталых мужчин за рулем и следов грязной жизни на фото нет — только взгляды конкретных людей.
Урал
Из России художница привезла историю GOROD BEZ NARKOTIKOV — именно так, имя собственное на латинице. Документальное повествование о том, как Улла «несколько недель жила с молодыми женщинами и мужчинами в самоорганизованных учреждениях общественной организации «Город без наркотиков», в двух крошечных деревнях рядом с Екатеринбургом, по словам автора, «в Уральских горах».
Постсоветский ландшафт. Неказистые интерьеры. Люди позирует на фоне прикрепленных к стенам белых простынях. Парень в шубе. Девочка-подросток с сигаретой. Котлета с пюре и жидким кофе. Немного сексуальности и грусти. Немного – полуобнаженной плоти. Больше – обнажения души. Эту историю опубликовал журнал VICE.
Все три проекта Уллы Девентер подчеркнуто социальные, сопровождаются критическими текстами и наполнены политическим пафосом. Все три — про других и другое — другие страны, другие народы, другая социальная среда. Художница отправляется в путь, вступает в новые коммуникации с другими и в другой визуальной среде. Она как будто заново создает речь. Она объясняется с помощью предметов. C помощью жестов.
Улла Девентер создает поле доверия, в рассказах о съемках она постоянно возвращается к тому, что она «подружилась, стала своей, болтала с этими женщинами о мужчинах» и т.д.
Улла — человек Запада, оснащенный эстетикой запада, идет на встречу с людьми Юга и Востока, она не вмешивается, не подглядывает, не выстаивает театр собственных представлений и инсценировок, не смакует экзотику, не даёт никаких намеков на «их нравы», наоборот — всматривается и бережно передает то, что ей удалось добыть как драгоценность — взгляд — будь это таксист из Эмиратов или прячущаяся за белой куклой чернокожая девушка из Ганы.
В каждой из серий обнаруживается присутствие автора, когда только через постижение другого можно найти себя, и кажется, то, что ищет Улла Девентер — называется любовь и приятие. И в этом поиске любви за Уллой — первый шаг. Чем может ответить Юг? Восток?
Текст: Михаил Борисов
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.