Для начала нужно уяснить, что налоговый орган может нагрянуть в компанию – во время выездной налоговой проверки. При этом согласно действующего законодательства ставить о своем визите владельцев бизнеса налоговый орган не обязан. Согласно Налогового кодекса, основание выездной налоговой проверки – это решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое и будет предъявлено проверяемому. Внезапность проверки – это козырь налоговой инспекции. И эта проверка проводится по месту нахождения организации и на ее территории. Последнее обстоятельство, естественно доставляет серьезные неудобства для работников. Однако, в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа. Последний случай относится и к физическим лицам, которые не дают свое согласие на проведение проверки в жилом помещении.
Запомните, что проверить деятельность интересующей компании налоговый орган имеет право только за период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. То есть, если о проведении проверки принято в мае 2019 года, то проверить деятельность организации налоговая инспекция может с мая 2016 года по май 2019 года. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Далее, что нужно знать? Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Поэтому налоговая инспекция, проверяя документацию, проверяемого предприятия, будет искать нарушения по уплате налогов. Налоговый орган может проверить один или несколько налогов.
Вполне закономерный вопрос, в каких случаях может приехать налоговая инспекция?
Как говорилось выше, налоговому органу, в случае выездной проверки интересно найти нарушения по уплате налогов. Естественно, сотрудники налоговой, еще до приезда в проверяемую организацию, проанализировали ее согласно, поступившей информации, как из внешних так и из внутренних источников. К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими своих функций. Информация из внешних источников - информация о налогоплательщиках, полученная от контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная, например из соцсетей.
Анализ показателей деятельности компании налоговый орган проводит по критериям, изложенным в разделе 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@). А в Приложении №2 к тому же Приказу те же критерии изложены более детализировано и с пояснениями.
При осуществлении планирования о проведении выездной проверки подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Учитывая Концепции системы планирования выездных налоговых проверок можно выделить 12 причин из-за которых налоговый орган приедет с проверкой. И так:
1. Налоговая нагрузка у проверяемой компании ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Если в течение 2-х и более календарных лет предприятие осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с убытком, то это дополнительный повод для проверки.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) по налогу на прибыль организаций.
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
Если сумма расходов по налогу на доходы физических лиц превышает 83 % то это вызывает подозрение о налогового органа.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
При этом достаточно два и более случая внесения изменений в учредительные документы компании.
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
В части налога на прибыль организаций: отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
Естественно, этот перечень не полный, но проверив свою компанию по вышеуказанным признакам, можно предположить о предстоящем визите налогового органа. А лучше используя изложенную информацию избегать нарушения закона и тем самым обезопасить себя от санкций, накладываемых налоговым органом.