Найти тему
eldoradec

О сути теории и практики Ленина

В чём суть теории и практических действий такой масштабной исторической фигуры, как В.И. Ленин?

Сложный и интересный вопрос. Если попытаться в тезисах ответить на него, то получится примерно следующее.

Современное Ленину общество устроено несправедливо. Оно делится на классы. Есть классы эксплуатируемых: рабочие и крестьяне. И есть классы эксплуататоров: дворяне и буржуазия. Чтобы устранить эту несправедливость, нужно избавиться от эксплуатации одних классов другими. Поскольку добровольно дворяне и буржуазия от эксплуатации не откажутся, нужна революция, в ходе которой эксплуатируемые классы силами своего передового представителя в лице пролетариата захватят власть и устранят эксплуататоров. И построят справедливое общество без эксплуатации. Во всём мире. Называться это общество будет коммунистическим, где «от каждого по способностям, и каждому по потребностям».

В этом суть теории Ленина. Она базируется на теории его идеологических предшественников – К. Маркса и Ф. Энгельса. Но в первом приближении это одна и та же теория – теория создания справедливого общества без эксплуатации.

К этой теории есть несколько важных общих и частных вопросов:

1) Может ли вообще общество людей быть справедливым в смысле полного отсутствия эксплуатации одних людей другими?

2) Достаточно ли на планете Земля для этого ресурсов, чтобы справедливо обеспечить всех «по потребностям» и сделать эксплуатацию бессмысленной?

3) Кто будет руководить пролетарской революцией, устраняющей класс эксплуататоров?

4) Кто будет руководить обществом после этой революции?

5) Будет ли новое руководство заинтересованы в построении общества без эксплуатации вместо того, чтобы стать новыми эксплуататорами?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно подробней рассмотреть основные тезисы теории Маркса и Ленина.

Согласно Марксу, революция должна произойти естественным путём, когда производительные силы перерастут сложившиеся производственные отношения. То есть, говоря простым языком, когда у рабочих появится достаточно ресурсов, чтобы перестать быть зависимыми от буржуазии - в материальном и организационном плане. При достижении этого порога неизбежно последует свержение буржуазной власти. Главной движущей силой революции будут промышленные рабочие как основная производительная сила капиталистического общества. В результате революции, которая по этой причине будет пролетарской, рабочие установят свою диктатуру – так называемую диктатуру пролетариата. Она станет переходным периодом в процессе построения справедливого коммунистического общества без эксплуатации. Представители бывших эксплуататорских классов дворян и буржуазии будут вынуждены либо подчиниться этой диктатуре, либо будут уничтожены.

Во всей этой теории Маркса ключевым моментом для Ленина было «естественным путём». Ведущие европейские страны в рассматриваемую эпоху были капиталистическими и буржуазными. Их, согласно Марксу, в первую очередь ожидала пролетарская революция. Поскольку именно в развитых капиталистических странах противоречие между производственными силами и отношениями достигло максимального уровня. Так как Россию рубежа XIX-XX веков нельзя было отнести к передовым капиталистическим странам, то и ожидать естественной пролетарской революции в России было маловероятно.

Ленина это не могло вдохновить, поскольку жизненный этап теоретических научных споров вокруг концепции Маркса он быстро преодолел. Ему был важен практический результат. Этим результатом могла быть только революция в России. И, если исходя из теории Маркса, Россия была неподходящим в силу своего отставания кандидатом на революцию, то тем хуже для теории.

Поэтому Ленин адаптировал теорию Маркса в соответствии со своей практической целью.

Поскольку Россия в то время была, по сути, феодальной страной, в которой власть принадлежала не буржуазии, а архаичной дворянской аристократии, то России сначала предстояло пережить буржуазную антифеодальную революцию. С последующим длительным естественным процессом развития капитализма, который мог занять многие десятилетия. И только после этого можно было говорить о реальной возможности пролетарской революции в России. Но у Ленина не было времени так долго ждать.

И он выдвинул тезис ускоренной трансформации буржуазной революции в пролетарскую. В «программе максимум» Ленин предусматривал эту трансформацию прямо на ходу, в процессе свержения царского режима. Движущей силой антифеодальной революции будет, как и во всех европейских странах, буржуазия. Но пролетариат должен будет оперативно перехватить у буржуазии руководство революцией и взять власть в свои руки.

В случае неудачи такого манёвра предусматривалась «программа минимум» - перерастание буржуазной революции в пролетарскую. Это означало, что пролетариат будет отбирать власть уже не у феодальной аристократии, а у свергнувшей её буржуазии. Причём это перерастание должно произойти не через десятилетия, а через считаные месяцы после буржуазной революции.

Таким образом, обе программы Ленина противоречили концепции Маркса о естественном ходе развития производственных сил и отношений. Но Ленина это не смущало – у него не оставалось выбора. Необходимость пролетарской революции в России нужно было теоретически обосновать. Причём с опорой на концепцию Маркса, поскольку Маркс был безусловным авторитетом для всех революционеров. И именно поэтому Ленину пришлось эту теорию развить - для достижения практических целей.

Были у Ленина сомнения и относительно движущей силы революции. Опора на крестьянство, как показала практика российских народовольцев в 70-е годы XIX века, не оправдала себя. Ведь согласно Марксу, движущей силой революции должен быть передовой класс того времени – пролетариат в лице заводских и фабричных рабочих.

Но эту силу в лице пролетариата нужно было, во-первых, организовать и, во-вторых, радикализировать. Нельзя было допустить, чтобы рабочие пошли по пути соглашательства с правящими классами, которые были готовы пойти на определённые уступки и несколько улучшить условия труда рабочих, чтобы снизить градус напряжения в обществе. В сознание рабочих нужно было намертво вселить мысль о неизбежности пролетарской революции как единственно возможного способа добиться своего в жизни.

А роль организатора революции должна взять на себя партия «нового типа». Идея Ленина заключалась в том, чтобы создать партию, вся деятельность которой была бы подчинена одной единственной цели – подготовке пролетарской революции. И делать это нужно, выражаясь современным языком, не на любительском, а на профессиональном уровне. Партия должна состоять из «профессиональных революционеров», которые нигде не работают, не учатся, а целиком и полностью посвящают себя партийным делам.

Партия должна иметь ядро сплочённых и связанных круговой порукой лидеров, всецело определяющих политику партии. Все теоретические споры и дискуссии нужно оставить как мешающие выполнению главной задачи. Концепция Маркса закрепляется как основополагающий теоретический базис, не подлежащий обсуждению (забегая вперёд, именно это решение положило начало догматизации марксизма и привело к полному выхолащиванию его идей в дальнейшем в советском обществе).

Все решения вырабатываются ядром партии и спускаются в виде указаний вниз. Исполнители на местах должны их неукоснительно выполнять. Только так можно преодолеть «разброд и шатание» в партии и сосредоточиться на достижении главной цели – революции.

Таким образом, именно партия революционеров-профессионалов должна была стать основной движущей силой революции, точнее, её организационным движущим центром. Пролетарским массам же отводилась роль силового обеспечения, говоря современным языком.

Для придания благозвучности данная концепция получила название «демократический централизм». Поскольку в то время политические партии было принято строить на действительно демократических началах, такой подход вызвал неприятие со стороны части партийных лидеров. И это вызвало раскол партии на большевиков, поддержавших идею Ленина, и меньшевиков, отмежевавшихся от неё.

Как показала история, этот идеологический спор выиграл Ленин. Он добился своей практической цели и осуществил в России пролетарскую революцию, названную впоследствии Великой Октябрьской социалистической. Партия революционеров-профессионалов «нового типа», опираясь на штыки революционных рабочих и матросов, захватила власть, расправилась в ходе гражданской войны с соперниками и конкурентами и начала строить общество «нового типа».

Удалось ли это «новое общество» в итоге построить? В каком-то приближении и на какой-то части Земного шара – да. Было ли «новое общество» справедливым? В полном соответствии с концепцией Маркса – нет. Но в целом оно было более справедливым, чем до революции. Для большинства населения.

Но просуществовало это общество очень короткое в историческом масштабе время. Эксперимент оказался неудачным. Была ли это единственная попытка человечества обрести всемирную справедливость, или нас в будущем ожидают последующие – вопрос открытый. Но теория и практика построения такого общества требуют всестороннего изучения и анализа.

Теперь можно попытаться ответить на поставленные в начале статьи вопросы.

1) Может ли вообще общество людей быть справедливым в смысле полного отсутствия эксплуатации одних людей другими?

В глобальном масштабе во всём мире – нет. В силу природы человека, который возник и развивался как биологический вид в условиях жёсткой конкуренции. Люди склонны выстраивать иерархические общества, в которых эксплуатация в той или иной степени неизбежна.

2) Достаточно ли на планете Земля для этого ресурсов, чтобы справедливо обеспечить всех «по потребностям» и сделать эксплуатацию бессмысленной?

Недостаточно. Имеющихся ресурсов достаточно только при условии либо сокращения потребностей, либо потребителей, либо и того и другого. При этом в истории бывали периоды, когда у людей имелся избыток ресурсов – во времена охотников-собирателей, осваивающих новые, до этого полностью безлюдные области планеты. И это была эпоха «коммунизма» в полном соответствии с теорией Маркса, только на более низком уровне развития производственных отношений и сил. Правда, она очень быстро по историческим меркам закончилась. Планета Земля конечна.

3) Кто будет руководить пролетарской революцией, устраняющей класс эксплуататоров?

Партия революционеров-профессионалов в лице её лидеров, ни один из которых не имеет отношения к пролетариям, от имени и силами которых революция осуществляется.

4) Кто будет руководить обществом после этой революции?

Партия революционеров-профессионалов посредством своей диктатуры. Не пролетарской, а именно партийной. Отдельные пролетарии, назначенные и избранные на высокие, но безответственные посты, будут демонстрироваться обществу только как показательная витрина власти, но не более того.

5) Будет ли новое руководство заинтересовано в построении общества без эксплуатации вместо того, чтобы стать новыми эксплуататорами?

На словах - да. На деле – нет. В силу п.1. Эксплуатация примет меньшие масштабы и другие формы.

Вопросы 1-2 имеют общетеоретический характер. А вопросы 3-5 следует задать себе тем, кто пребывает в революционных иллюзиях в борьбе за всё хорошее против всего плохого.

Актуальна ли теория Маркса и Ленина в современном мире? Как мыслительное упражнение в моделировании справедливого общества – безусловно. Но для революционных практик она уже неприменима напрямую. Структура общества изменилась и усложнилась. И простым делением на классы оно уже не описывается. Изменились собственно производственные силы и отношения, если говорить словами Маркса. Поэтому и движущей силой революции уже не может быть пролетариат.

В то же время ленинская практика создания организации идейно сплочённых единомышленников, опирающихся на мощный теоретический базис, заточенной на достижение конкретной цели – актуальна и в настоящее время.