Найти в Дзене
Заметки о живописи

Караваджо. Кровавая история Юдифи и Олоферна

Олоферн, полководец Навуходоносора, вторгся в Иудею. Там его воины осадили город Ветулию, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды на спасение у горожан не было, поэтому Юдифь оделась в красивые одежды и, взяв с собой служанку, отправилась в стан врага. Олоферн пленился красотой девушки и проникся к ней доверием. После пира он заснул пьяным, и тогда... Тогда Юдифь взяла меч и отсекла ему голову, с которой и вернулась в родной город. Вражеская армия в панике разбежалась. Почти на всех картинах Юдифь изображают уже с отрубленной головой Олоферна, но Караваджо показывает нам самый страшный миг: отсечение головы у ещё живого человека, осознающего свою гибель и пребывающего в ужасе от этого. Если повернуть картину на 90°, становится видно, как широко раскрыты глаза Олоферна, почти готовые вырваться из глазниц, как страшно раззявлен в крике его рот... От смерти сильного некогда воина отделяют считанные секунды. Он смотрит на Юдифь – это все, что он успевает
Караваджо "Юдифь и Олоферн" (1599)
Караваджо "Юдифь и Олоферн" (1599)

Олоферн, полководец Навуходоносора, вторгся в Иудею. Там его воины осадили город Ветулию, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды на спасение у горожан не было, поэтому Юдифь оделась в красивые одежды и, взяв с собой служанку, отправилась в стан врага. Олоферн пленился красотой девушки и проникся к ней доверием. После пира он заснул пьяным, и тогда... Тогда Юдифь взяла меч и отсекла ему голову, с которой и вернулась в родной город. Вражеская армия в панике разбежалась.

Почти на всех картинах Юдифь изображают уже с отрубленной головой Олоферна, но Караваджо показывает нам самый страшный миг: отсечение головы у ещё живого человека, осознающего свою гибель и пребывающего в ужасе от этого.

Караваджо. "Юдифь и Олоферн". Фрагмент
Караваджо. "Юдифь и Олоферн". Фрагмент

Если повернуть картину на 90°, становится видно, как широко раскрыты глаза Олоферна, почти готовые вырваться из глазниц, как страшно раззявлен в крике его рот... От смерти сильного некогда воина отделяют считанные секунды. Он смотрит на Юдифь – это все, что он успевает – и в глазах у него читаются изумление и смертный ужас.

Совсем иные чувства проглядывают на лице девушки. Губы Юдифи непреклонно сжаты, брови почти сошлись на переносице, глаза сощурены. Облик, полный решимости...

Караваджо. "Юдифь и Олоферн". Фрагмент
Караваджо. "Юдифь и Олоферн". Фрагмент

Она не желает того, что делает, но понимает: по другому нельзя. Судьба родного города для неё важнее личных чувств; да и, к тому же, по библейским меркам она совершает отнюдь не убийство, но справедливое воздаяние.

Рядом с девушкой стоит её служанка, которой, если верить Библии, не было рядом с Юдифью в момент  совершения казни. Однако Караваджо оставил её при своей госпоже: зорким – а, быть может, даже кровожадным – взглядом коршуна воззрилась старуха на жертву Юдифи; ей интересно происходящее, и не в последнюю очередь потому, что именно ей предстоит нести эту отрубленную голову. Она уже приготовила подол платья и теперь нетерпеливо вглядывается в агонию Олоферна

В картине доминируют два цвета: белый цвет одежд Юдифи и красный – цвет только что пролитой крови Олоферна… Белый напоминает нам о  целомудрии девушки, которое остаётся при ней, несмотря на совершаемое убийство, в то время как ярко-алые драпировки, нависающие над головой Олоферна, осеняют для нас место казни. Постель военачальника, с которой ему уже не встать…

Это очень страшная картина. Страшная и одновременно страстная – сколько чувств и эмоций в ней, сколько агонии, физической и духовной… 

Юдифь Караваджо – не каноническая библейская героиня, но женщина из народа, который так любил изображать художник.

Говорят, Караваджо был зачарован процессом обезглавливания, бывшим в те времена привычным средством казни для преступников-аристократов. Он не единожды обращался к данному виду казни в  своих работах, однако картина "Юдифь и Олоферн", на мой взгляд, самая реалистичная и проникновенная из всех. Она до сих пор поражает наше воображение...

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Караваджо. Иисус и Понтий Пилат

Сандро Боттичелли. Почему кентавр склонился пред богиней?