Найти тему

"Благочестивая Марта" \ 1980 г. - У них в Испании, в Испании, в Испании...

Премьера двухсерийного музыкального телевизионного фильма режиссёра Яна Фрида состоялась 6 октября 1980 года. Фильм снимался всего через три года после нашумевшей "Собаки на сене", широко анонсировался и ожидался с нетерпением. Да и было чего ожидать. Режиссёр, уже успевший зарекомендовать себя мастером полюбившегося многим жанра, любимые прекрасные артисты - Маргарита Терехова, Эммануил Виторган, Николай Караченцов, Светлана Тома, Владислав Стржельчик, Павел Кадочников, Олег Видов; а еще - музыка Геннадия Гладкова...

Но успех у фильма был гораздо скромнее, чем у "Собаки на сене". Хотя своего зрителя он, бесспорно, нашел и своя армия поклонников (и немаленькая!) есть и у него.

Сценарий был написан Михаилом Донским и самим Яном Фридом по мотивам комедии испанского драматурга Тирсо де Молины, созданной еще в 1615 году. Именно "по мотивам", так как исходное произведение было достаточно сильно изменено. Благодаря этому оно стало более кинематографичным, но сильно потеряло в логичности событий. А советский зритель, еще не замороченный мыльными операми, всё-таки привык к логике, даже в комедии.

Что же изменилось по сравнению с пьесой? Многое. Так, донья Марта у автора "весёлая, озорная, темпераментная девушка". Если учесть, в каком возрасте в Испании 17 века аристократки выходили замуж, то ей максимум лет 20. Её отцу, соответственно, около 40-45, как и его другу, капитану Урбина. Маргарите Тереховой на момент съёмок было 38 лет.

Донья Марта - Маргарита Терехова. Скриншит кадра из фильма
Донья Марта - Маргарита Терехова. Скриншит кадра из фильма

Пастрана - вовсе не студент-юрист и приятель дона Филипе, а его слуга. Это объясняет несколько пренебрежительное отношение к нему Филипе, а также то, что тот постоянно даёт своему "другу" крайне рискованные поручения, не сильно беспокоясь о его безопасности. А некоторые герои, как и связанные сними сюжетные линии, и вовсе были выкинуты.

Немало претензий предъявлялось и к нарочито утрированной манере игры актёров. Но нужно сказать, что такова специфика комедии барокко. Играть все эти запредельные страсти, придерживаясь строгой реалистичности, попросту нереально. Да и незачем.

Словом, собираясь посмотреть этот фильм, отключите логику, забудьте про систему Станиславского - и просто получайте удовольствие. От отличной игры отличных актёров, от чудесных диалогов, прекрасных песен, красивых лиц и костюмов.

Популярности фильма помешало и то, что в 1983 году, из-за бегства за границу Олега Видова, сыгравшего в фильме воздыхателя Лусии, фильм лёг на полку. На телеэкраны он вернулся в 90-е, но на этом этапе большинству уже стало слегка не до комедий.

В отличие от "Собаки на сене" с массой красивейших натурных съёмок, "Благочестивая Марта" почти полностью снималась в павильоне. Но декорации сделаны с большим вкусом и вписываются в общую, довольно "театральную" стилистику фильма.

При создании коллажа использованы скриншоты кадров из фильма
При создании коллажа использованы скриншоты кадров из фильма

Рассказывая о старых фильмах хочется вспоминать о них только хорошее (и как правило - это несложно). Но тут не могу не высказаться в адрес того, кто придумывал зрительный образ главной героини.

Понятно, что хотелось сделать что-то, максимально непохожее на Диану из "Собаки на сене", но грим и прическа Марты в ряде сцен не просто неудачные - они невероятно не к лицу Тереховой. В тех сценах, где она ходит просто с распущенными волосами и в простом платье, она кажется моложе лет на десять. Ну ладно, на пять.

В завершение - немного фактов.

  • Вокальные партии за главных героев исполняют Елена Каменская (Марта) и Макар Алпатов (дон Фелипе)
  • Светлану Тома озвучивает Ирина Мазуркевич, зато поёт в фильме она сама.
  • Донья Инес (Еватерина Райкина) в ряде сцен появляется в том же платье, что и Диана в "Собаке на сене".
Источник
Источник

**********************************************************************

Возможно, вам также будет интересно:
"Обыкновенное чудо"
"Грязные танцы"
"Собака на сене"
"Не покидай!"
"Дульсинея Тобосская"

Напомню, что написать статью - труд, оценить ее лайком - мгновение.