Найти тему
belinvest.by

ГОСУДАРСТВО И ИНВЕСТОР : РАЗНИЦА ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ?

Белорусские власти недовольны Национальным агентством инвестиций и приватизации (не заключившим за 7 лет cуществования ни одной приватизационной сделки) и планируют его реорганизовать.

Проблема завышенных требований государства к потенциальным инвесторам в государственные предприятия общеизвестна. Обычно все происходит примерно по такой схеме:

(1)   Государство требует за предприятия такие большие суммы, которые вкупе с соцобязательствами в виде запрета на сокращение рабочей силы и т.д., делают сделку для инвестора невыгодной.

(2)   Инвестор либо отказывается (и сделка срывается сразу), либо согласен на такие условия, но только если получит какие-то льготы (например, налоговые), с учетом которых он все-таки сможет выйти в плюс.

(3)   Государство льготы предоставить отказвывается (и сделка все равно срывается).

В статье приводится причина почему именно государство и инвестор не сходятся в цене:

"Государство (силами агентства) пыталось продать госактивы фактически по их балансовой стоимости (опираясь на затратный метод оценки), а инвесторы оценивали белорусские госактивы иначе (методом дисконтирования денежных потоков), исходя из ожидаемого дохода, который эти бизнесы в состоянии генерировать.”

Приведу упрощенный пример того, как это происходит на практике. Предположим что все расчеты ведутся в USD (тем более что чаще всего так и есть).

У предприятия есть внеоборотные активы (здания, оборудование), которые стоили ему когда-то 100 млн. В зависимости от номативного срока службы эти 100 млн постепенно списываются (как правило, пропорционально сроку службы). Пусть к моменту сделки половину уже списали и балансовая стоимость этих активов 50 млн.  Но эта цифра совсем не значит что их за 50 млн можно продать – в реальности те же станки могут быть давно пригодными только на металлолом.

У предприятия также есть оборотные активы (дебеторская задолженность, готовая продукция, сырье и т.д) с балансовой стоимостью 50 млн. Опять же, в реальности дебеторская задолженность может быть «плохой» - клиеты не платят и не собираются, готовая продукция может быть продана только с дисконтом и т.д.

Государство говорит: «вот есть 50 млн капитальных активов, 50 млн текущих. На предприятии долг 10 млн, поэтому чистые активы (активы минус обязательства) будут вам стоить 90 млн».

Инвестор отвечает: «то, что у вас 100 млн активы по балансу, – для меня ничего не значит. Эта цифра не имеет никакого отношения к реальной стоимости активов – никто за них 100 млн не заплатит, просто потому что у вас на балансе эта цифра. Станки устарели, готовая продукция продаваема только с дисконтом, многие должники вам не платят и не заплатят».

И далее инвестор приводит свои расчеты:

1)     Я инвестирую в новое оборудование по 10 млн в год, и прогнозирую что с учетом этих инвестиций, рынка и т.д. выручка будет 25 млн. в год. 5 млн в год - текущие расходы на закупку сырья, персонал, коммунальные услуги, проценты по долгу, налоги и т.д. Моя прибыль 25-10-5 = 10 млн в год.

2)     С учетом риска инвестиций в Беларусь я хочу минимум 25% доходности в год.  Это значит что максимум что я готов заплатить это 10 млн/25% = 40 млн.

Получается что инвестор готов заплатить не больше 40 (поскольку только так сделка обеспечит ему требуемую доходность), государство же не готово продавать предприятие по цене ниже 90 – просто потому что такая балансовая стоимость чистых активов. Но если инвестор заплатит 90, то годовая доходность у него будет только 11% (10 млн. прибыли в год/90), что с учетом риска для него слишком мало. Плюс (как это часто бывает) за те деньги, что просит белорусское государство за свои предприятия, инвестор может построить его с нуля в условной Польше с меньшим страновым риском.

Надеюсь, что рано или поздно к государству все-таки придет понимание того, что инвестор это

  • не спонсор и не благотворительная организация,
  • ориентируется на будущие денежные потоки, а не на балансовую стоимость, часто не отражающую рыночные реалии и
  • имеет альтернативы инвестирования в других странах. Без этого понимания увеличиения притока иностранных инвестиций в Беларусь не случится.

В ближайшее время планируется ряд публикаций, посвященных примерам оценки белорусских предприятиятий по общепринятой в среде профессиональных инвесторов методологии.

Автор. Максим Адаскевич