Недавно мне посчастливилось побывать в городе Уральске, что находится в Казахстане. Это старый город Уральских или Яицких казаков, которые издревле селились по обеим сторонам Яика, ныне реки Урал. В Уральске проживает моя хорошая подруга Рамиля, у которой есть ещё и второе имя Ирина, поскольку родилась она в России в замечательной семье умнейших родителей - отца татарина и матери казашки. Мы с ней знакомы вот уже почти 6 лет и она давно уже звала меня к себе в гости, но я, по обстоятельствам от меня не зависящим, поехала только недавно. Границу между РФ и Казахстаном охраняют строго, настолько строго, что проверяют каждого человека очень долго. И тебе повезло, если ты являешься гражданином РФ или Казахстана, потому что их проверяют быстрее, чем остальных. Но не дай тебе бог оказаться гражданином Узбекистана или Таджикистана. Эти граждане проходят границу в отдельной очереди и их шерстят до основания и много тщательнее, чем других - они порой несколькими сутками ночуют на таможнях обеих стран, вне зависимости от того, куда направляются. Комар не проскочит и муха не пролетит мимо пограничника России и Казахстана. Мне сразу же вспомнился один казахский пограничник, только охранял он границу Казахстана совсем с другой стороны и в другое время, много лет назад и был русским по национальности. Вспомнилось, как не пускал он нас в Рассею матушку, нас - это целых два вагона с пассажирами, имеющими двойное гражданство, одно из которых гражданство России. Не пускал потому, что мы хоть и были гражданами РФ, но для него мы больше являлись гражданами другой страны, нарушителями, не имеющими транзитной визы для проезда по территории Казахстана. Он важно надувал щёки и отвечал на все попытки его урезонить, что мол вокруг ведь все свои русские и ты тоже русский, сынок: - Я гражданин Казахстана. Правда потом, когда все собрали для пограничников дань, он сразу стал космополитом. Но это всё было в смутное время развала СССР, когда все бывшие союзные республики сотрясали разброд и шатания. Теперь же на границе царили строгость и порядок. Но всё когда-нибудь заканчивается и я наконец-то оказалась за границей, пройдя благополучно таможни двух стран.
Подруга меня встретила на своей машине и мы приехали к ней домой. Было уже довольно поздно, но нас ждал на столе вкуснейший бешбармак, приготовленный молодой снохой Рамили-Ирины.
И это был праздник души и желудка, потому что настоящий бешбармак из вяленой конины или из казы, можно попробовать только у настоящего казаха и желательно в самом Казахстане. Я тогда познакомилась с подругой Рамили, по имени Назгуль, которой Рамиля давала почитать мои рассказы, а потом ошарашила её словами, что их автор сидит сейчас перед ней. Пробыла я тогда в Уральске примерно 4 дня, но эти дни были под завязку наполнены различными событиями.На следующий день мы посетили шикарный ресторан, который называется "На высоте" с отменной кухней и довольно таки демократичными ценами, в сравнении с российскими. Антураж и дизайн ресторана выполнен замечательно и на должном уровне. Этот ресторан является местной достопримечательностью, все ходят там по стеклянному полу и делают сэлфи под открытым небом. Городок Уральск не слишком большой по площади, с плотностью населения чуть больше 300 тысяч, но по количеству памятников архитектуры Уральск даст фору любому крупному городу России. Почти на каждом здании висит табличка, что оно является памятником архитектуры и охраняется государством. Среди этих памятников дом купца Карева - красивейший монументальный особняк.
Легенда гласит, что в его постройку купец Карев вбухал последние деньги и был практически разорён. Когда стройка дома была закончена, купец позвал всех именитых людей Уральска на новоселье и в разгар веселья вышел на балкон, где его и застигла нелепая смерть - якобы он случайно упал с большой высоты. Но поговаривали, что Карев сам спрыгнул с балкона из-за больших долгов, таким образом покончив с жизнью. Видимо он осознавал, будучи далеко неглупым человеком, что оставит своё имя в истории, построив на тот момент самое высокое здание в Уральске и добровольно приняв смерть от своего дома. Своим наследникам купец Карев оставил долги, позже дом разбили на небольшие условные участки, которыми в разное время владели разные люди. Об этом мне кратко рассказала сама Рамиля, когда мы пешком шли по городу, чтобы посетить музей "Старый Уральск".
На экскурсию мы записались заранее по телефону. Войдя в здание музея в назначенное время, мы были вынуждены чуть подождать, пока подойдут остальные желающие, а пока стали самостоятельно осматривать все имеющиеся экспонаты с разрешения вежливого колоритного дядечки с бородкой. С благоговейным трепетом мы ходили по музею, каждый уголок которого мог рассказать массу всего интересного, но пока таил все подробности, оставляя право за экскурсоводом раскрыть все его секреты о том или ином периоде из жизни старого Уральска. Музей состоит из нескольких комнат, каждая комната поделена на зоны, которые отвечают за тот или иной временной период. Здесь хранятся и рыбацкие принадлежности, и различная домашняя утварь, и одежда и мебель, и прочее.
В дальнем углу располагается небольшая импровизированная светёлка - девичья комната, с кроватью в нише, которая застелена, как полагалось именно для того времени и голова которой увенчана горой подушек одна меньше другой. Здесь же стоят настоящая плетёная детская коляска на колёсах и туалетный столик с предметами, предназначенными для ухода за девичьей красой. На каждом предмете мебели, посуды или одежды написано кем подарен экспонат и к какому времени он относится.
В одном месте я остановилась, заметив один экспонат, который меня очень заинтересовал - это была старая пластинка советского времени с казацкими песнями и все эти песни мне были знакомы. Я даже напела подруге одну из них. Её обычно поют на цепном дыхании и при этом нужно притоптывать ей в такт:
Молодка молодка молоденькая,
С кем же ты молодка будешь ночь ночевать.
Придёт ночь темна, заночую одна,
Заночую одна без милого дружка.
Без милого дружка берёт грусть тоска,
Грусть тоска берёт, далеко мил живёт...
Я словно почувствовала, что тоже причастна к этому миру, хоть и не являюсь жительницей Уральска и впервые соприкасалась с его историей. Затем мы прошли в другую комнату, которая так же поделена на временные зоны. Одна зона отвечает за Пугачёвский бунт, другая за Степана Разина, который утопил свою княжну как раз в Яике. Тут были и экспонаты гражданской войны, отдавая дань каждому погибшему, несмотря на цвет знамён, потому что для России тогда не было ни правых, ни виноватых и брат шёл на брата, когда казалось весь мир сошёл с ума и был против нашей страны, стравливая друга с другом, а брата с братом. Не обошли мы вниманием и экспонаты Великой отечественной Второй мировой войны.
На стенах музея собраны в одном месте старинные иконы, а в витринах под стеклом лежат настоящие складни с божьими ликами которые побывали во множестве великих казацких сражений. Другие стены увешаны портретами святых и портретами великих людей, которые в разное время посетили эти места.
Так, за самостоятельным просмотром экспонатов музея, прошло 10-15 минут. Потом, когда к нам присоединились ещё двое - женщина и её взрослый сын, тот самый вежливый колоритный мужчина, который является знаменитым экскурсоводом в городе Уральске, объявил, что семеро одного не ждут и пора начинать экскурсию. Основного экскурсовода музея "Старый Уральск" зовут Александр Петрович Ялфимов. Уже позднее я узнала, что он является потомственным казаком, автором многих книг, членом Союза писателей России. А пока перед нашим взором предстал казалось бы обычный человек, который начав экскурсию с самого начала, где были выставлены первые экспонаты, сразу же преобразился, рассказывая о жизненном укладе и устоях, традициях и обычая Яицких казаков. Время от времени он переходил на их говор, в лицах и красках рассказывая о том или ином эпизоде, мастерски вживаясь в образ того, от лица которого вёл свой рассказ, который он начал со слов о том, что земля Уральска - это намоленая земля. Она пропитана духом Яицких казаков, которые веками проливали свою кровь за эти земли.
Уральская земля и всё, что рожала земля Уральска, Яик и вся его промысловая рыба ценных осетровых пород, принадлежали казацкой общине. Эта земля никогда не делилась на наделы и поэтому всякий отвечал за всю землю и за весь Яик в целом. Так незаметно мы подошли к стенду с одеждой Уральских казачек и Александр Петрович показал на самый ценный экспонат коллекции, шитый золотом сарафан Уральской казачки красавицы, которая судя по самому сарафану обладала высоким ростом - баба гренадёр, как он с юмором назвал владелицу сарафана. Вся одежда действительно имеет историческую ценность и относится ко времени её ношения Уральскими казачками. Среди праздничных свадебных сарафанов находится и повседневная одежда казачек, правда там совсем не представлены юбки, из-за их неимения. Александр Петрович с гордостью рассказал, как местные мастерицы предлагали нашить ему импровизированные юбки, стилизуя их под настоящие, но он наотрез отказался от новодела, тщательно оберегая историю казацкого быта. В девичьей светёлке он также коснулся каждой детали, объяснил для чего снизу кровати шла расписная накидка, которую в некоторых местах именуют подзором. Раньше в каждом казацком доме, под кроватью, хранилось великое множество тыкв, которые скрывала эта самая вышитая кружевная накидка. Каждую неделю домашние проводили ревизию, осматривая тыквы и те, что были чуть подпорчены, выдвигались в первый ряд, чтобы потом поместить одну из них в русскую печь и потом есть томленную в печи тыкву - главное лакомство тех времён, своего рода сладкий десерт. Яицкие казаки с гордостью говорили, что они выросли и вскормлены на тыквях земли Яицкой . Так мы переходили из зала в зал и Александр Петрович останавливался возле каждого экспоната, поясняя и рассказывая. Не обошёл своим внимание наш знаменитый экскурсовод и архитектуры Уральска, рассказав о доме наказных атаманов, который ранее принадлежал красавице казачке Авдотье Донсковой, неземная красота её сводила с ума многих. Она-то и продала этот дом наказному атаману Покатилову за 40 тысяч рублей - великая по тем временам сумма.
Это дом выстроил и оставил якобы своей племяннице некий уральский войсковой атаман Д.М. Бородин. Атаманы делились на тех, кого выбирал казачий круг и наказных атаманов, которых присылали из столицы по приказу царедворцев, так как знали буйный нрав и неподчинение престолу Яицких казаков. Яицкие казаки принадлежали к староверам и так и не приняли новую церковь после её раскола. У них был лозунг, который гласил- "За бога, Яик и Отечество", не упоминая царей, поскольку подчинялись они только своему атаману. Яицкие казаки были потомками бунтарей, которые после высылки селились по обе стороны Яика и у них на лбу было высечено слово вор, а попросту бунтарь. Обо всём этом и о многом другом поведал в своём рассказе Александр Петрович Ялфимов. Он перечислил большое количество знаменитых людей, которые бывали на земле Уральска либо проездом, либо по нескольку раз, задерживаясь тут надолго. Солнце русской поэзии, сам Александр Сергеевич Пушкин бывал в Уральске и именно здесь он писал историю Пугачёвского бунта. Александр Сергеевич просил своих друзей, чтобы его представили Авдотье Донсковой и как и все был поражён её красотой. По авторитетному мнению самого Александра Петровича Ялфимова, именно ей Пушкин посвятил своё стихотворение, хотя в разных литературных источниках перечисляют много различных женских имён, кому могло быть посвящено это стихотворение:
Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души,
Я здесь остался б - наслажденье
Вкушать в неведомой тиши:
Забыл бы всех желаний трепет,
Мечтою б целый мир назвал -
И всё бы слушал этот лепет,
Всё б эти ножки целовал....
Среди прочих, посетивших Уральск, в рассказе Александра Петровича звучали имена Ивана Андреевича Крылова, который маленьким ребёнком жил в Уральске с родителями и отец которого служил здесь. Здесь также в разное время бывали и Лев Толстой, и Владимир Даль, прозвучало даже имя Гавриила Державина. Михаил Шолохов и вовсе построил в этих местах дачу, где проводил с семьёй всё лето и именно на даче ему писалось наиболее легко и свободно. Знаменитые имена и фамилии сыпались из уст Александра Петровича, как из рога изобилия. А мы слушали его рассказы и боялись, что волшебное повествование может закончиться.
Рассказал Александр Петрович и об основательнице музея Наталье Акимовне Сладковой, которая покинула этот мир в 2014 году после долгой болезни, оставив выкупленный ею у государства дом, чтобы именно в нём пожизненно располагался музей "Старый Уральск". А ведь когда-то этот дом был поделен на коммунальные квартиры.
Музей не финансируется государством и является поистине народным, потому что вход в музей совершенно свободный и бесплатный, а работники музея не получают зарплату, они поистине радетели и хранители Яицкого казачества, их быта и жизненного уклада. В музее экономят электричество, бережно выключая свет, после каждой экскурсии. Вот так живут и работают эти удивительные люди на голом энтузиазме, потому что являются настоящими патриотами земли Уральска. В заключении нашей экскурсии мы подошли к патефону, на котором Александр Петрович завёл пластинку, после чего пригласил меня на тур вальса и под звучащую дивную музыку стал рассказывать в красках, как-будто мы являемся супругами и готовимся к встрече Нового года, я накрыла шикарный стол, муж мой Александр Петрович, выпив с устатку рюмочку другую, пригласил меня на танец и кружит теперь в вихре вальса, приговаривая, что я, его жена, являюсь самой красивой женщиной в целом мире. И я по настоящему погрузилась в мир грёз, где мы танцуем вдвоём и нам в целом мире никто не нужен.
Но пора было просыпаться, экскурсия закончилась и мы благодарили Александра Петровича Ялфимова за его подробный рассказ. Мы оставили отзывы в Книге посетителей, правда при этом забыли подписаться или хоть как-то обозначить свои имена. Сказать, что экскурсия произвела на нас огромное впечатление, это значит ничего не сказать. Мы с подругой вышли из музея притихшие и просветлённые и, хотя в этот день мы планировали также посетить музей Емельяна Пугачёва, а в Уральске очень много музеев, но мы не захотели портить впечатление от дивного рассказа Александра Петровича - настоящего мастера художественного слова. Его природный артистизм и обаяние не сравнимы ни с чем и ни с кем, потому что Александр Петрович Ялфимов словно рождён специально для того, чтобы скромно делать своё дело и нести слово о Яицком казачестве в массы, освещая всех светом и знаниями, духовно обогащая каждого, кому посчастливилось попасть в музей "Старый Уральск" и познакомиться с его работниками, прекрасными скромными людьми. Дай Вам Бог здоровья, Александр Петрович и всем Вашим друзьям и соратникам, которые бок о бок с Вами служат благому делу.
До отъезда домой в Россию оставалось совсем немного времени, но мы с Рамилёй, в последний перед отъездом вечер, побывали в гостях у её друзей, у Жанны и Аскера, которые давно и прочно женаты и души не чают друг в друге, что видно каждому невооружённым взглядом. Они пригласили нас к себе, когда мы просто зашли поздороваться в их магазин, расположенный возле музея "Старый Уральск" в доме купца Овчинникова, прямо напротив знаменитого дома купца Карева. Эти купцы всегда соперничали между собой, выясняя, кто из них круче и богаче. Первый этаж дома купца Овчинникова отдан в аренду под магазинчики и офисы и именно там располагается магазин турецкого текстиля "Ханума", принадлежащий Жанне и Аскеру. Все привередливые невесты заказывают себе приданое либо в магазине Рамили, который называется "Славянка" и где она торгует текстилем из России, либо в магазине у Жанны и Аскера. Вечер в их гостеприимном доме прошёл в тёплой и дружеской обстановке, которую мы подкрепили распитием спиртного и вкусным ужином. Мы пели русские народные песни и разошлись за полночь. Я тогда лишний раз убедилась, что казахи самые гостеприимные и толерантные люди. Наступил день отъезда. На этот раз мы уезжали все вместе на машине Рамили, которой нужно было ехать с дочерью по делам. К нам присоединилась и Назгуль со своими детьми, которая хотела показать им достопримечательности Самары. Границу мы прошли на удивление быстро, не в пример быстрее чем, когда я ехала сюда на автобусе. Вокруг по-прежнему стояло множество машин с узбекскими номерами. Я покидала Уральск с твёрдым намерением не раз ещё вернуться сюда и вновь прикоснуться к его истории для того, чтобы открывать всё новое и новое об этой удивительной намоленой земле, как с любовью называет Уральск Александр Петрович Ялфимов - его гражданин, житель и патриот, в полном смысле этого слова. Всем, кого заинтересовал мой рассказ, я рекомендую при случае обязательно побывать в Уральске и непременно посетить музей "Старый Уральск".