"Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле" — самая известная картина советского художника Михаила Авилова. Публика впервые увидела её в 1943 году. На полотне изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. Эта картина считается классикой батально-исторического жанра в русской живописи.
Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Однако идея сюжета у художника появилась задолго до этого.
Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом», но тогда художник остался не удовлетворён своей работой...
На момент начала Великой Отечественной войны Михаилу Авилову было почти шестьдесят лет и тем не менее он решительно отправился в военкомат и поросил отправить его на фронт. Естественно, никто его слушать не стал. Более того, ему твёрдо сказали, что его долг как художника заключается не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат своим талантом.
Осенью 1942 года художник приезжает в Москву из эвакуации. Вернуться в родной Ленинград, который скован кольцом блокады, он просто не имеет возможности.
В столице ему выделили просторную мастерскую, и в декабре Авилов приступает к напряженной работе над ставшей впоследствии широко известной картиной. Над созданием полотна мастер трудился с огромным вдохновением и тщательностью. Чтобы сделать изображение исторически достоверным, Авилов истратил немало бумаги на эскизы и зарисовки оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. Над знаменитым, ставшим монументальным полотном, он работал полгода.
Битва поединщиков
По сложившимся в древности неписанным законам, битва сильнейших воинов перед боем назначалась только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Древние легенды указывают, что сражение двух воинов в поле зрения противников могло заменить полномасштабное сражение войск. Проигравшая сторона отступала.
Возможно, это лишь красивая легенда и на самом деле битва начиналась независимо от исхода схватки. Но в любом случае она имела очень важное психологическое значение для бойцов.
Скорее всего, это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для развития дальнейших событий.
Как же сложилась ситуация в соотношении противоборствующих сил перед Куликовским сражением? Согласно летописям, на тот момент русское и татарское войска имели почти одинаковое количество воинов. Это было известно обоим армиям и, естественно, ни у кого не вызывало желания атаковать первыми. Ведь в данном случае они рисковали быстро потерять значительную часть своего войска. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения. Они ждали войско своего союзника литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя. Объединение сил татар с литовцами их не устраивало. Дабы хоть как-то разрешить сложившуюся ситуацию, и было предложено начать поединок.
Мурза Челубей
От татарского войска на поле выехал воин огромной силы, великан-печенег Мурза Челубей, которого люди Мамая специально наняли для подобных поединков. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком и ранее он уже более 300 раз побеждал соперников в поединках. В верховых сражениях он обычно использовал копьё на метр длиннее обычного, что позволяло убивать противника ещё до столкновения.
Челубей (в некоторых источниках его называют Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) был не просто опытным воином и богатырём. Это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по, что переводится как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приёмов боя беспредельно возрастала за счёт привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов).
Говоря простым языком, человек впускал в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращался в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти тела не могла освободиться от посмертных объятий сил тьмы.
В результате всех этих занятий и тренировок Челубей достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Согласно источникам, Челубей отошёл от войска на белом коне, облачённый в серые одежды.
Александр Пересвет
Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна, как, впрочем и его происхождение. Некоторые историки указывают, что он был боярином и принадлежал к высшему сословию, то есть мог заниматься руководящий пост владеть земли. А вот место, где родился, установлено доподлинно — это город Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах.
К сожалению, проблема заключается в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Так получилось и с этим русским витязем.
Но всё же есть достоверная информация. Согласно ей в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.
Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.
Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить тот или иной факт практически нет, историки по сей день спорят относительно биографии русского богатыря Пересвета.
По благословению Сергия Радонежского
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий, который потом войдёт в историю, как Дмитрий Донской, в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежды в воинов, которым, как тогда считалось, предстояло выступить против непобедимого врага.
Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были, как уже говорилось выше, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму.
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Впоследствии там был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь. Есть легенда, что помолившись, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох, который по сей день хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. К слову, это скорее костыль для раненого человека, нежели дорожный посох ходока.
Так что вполне вероятно, инок молился уже после боя, то есть, можно предположить, что он остался после схватки жив, хотя и тяжело ранен и некоторое время передвигался, опираясь на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно…
Поединок богатырей
По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого же столкновения копья поединщиков переломались, после чего оба рухнули на землю и скончались. Существует и другая версия, существовавшая в дореволюционной России.
Александр Пересвет пошёл в бой, вопреки логике поединка, сняв с себя доспехи и оставшись в одной Великой схиме. Это монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла. Тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло на самом деле.
От его сокрушительного удара, Челубей был убит и вывалился из седла, следовательно, проиграл поединок. Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле и сумелг сам доехать до строя русского войска.
В «Сказании о Мамаевом побоище. Основная редакция» так описывается поединок Пересвета с Челубеем:
«…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Сразу после схватки поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.
Воины Пересвет и Ослябя
После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби, также погибшем в бою, было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянном) в «каменной палатке». Но по другим сведениям, Ослябя в Куликовской битве не погиб, и упоминания о нём встречаются в летописи за значительно более поздние годы.
По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей, что обычно свидетельствовало о захоронении монахов или воинов. Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.
Однако, ряд данных свидетельствует, что тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби, которые были причислены Русской православной церковью к лику святых, в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное.
Могила открыта для посещения.
Публикация по теме: Первая работа Михаила Нестерова, посвященная Сергию Радонежскому