- Продолжаю свой рассказ об автопутешествии по северу Норвегии. Это заключительная часть и в ней я расскажу о возвращении домой: с Лофотенских островов до Мурманска через Швецию и Финляндию. А еще покажу место, где можно дважды встречать Новый год.
- От О до Мурманска примерно 1400 км через Норвегию, Швецию и Финляндию. Так как все эти страны входят в шенгенскую зону, никаких пограничных постов между ними нет.
- И самое главное – бензин дешевле норвежского где-то рублей на 20. То есть уже в Швеции можно заправляться не по 127 рублей за литр, а где-то по 105 рублей.
Продолжаю свой рассказ об автопутешествии по северу Норвегии. Это заключительная часть и в ней я расскажу о возвращении домой: с Лофотенских островов до Мурманска через Швецию и Финляндию. А еще покажу место, где можно дважды встречать Новый год.
Начало путешествия можно почитать тут:
Часть 1: из Мурманска до норвежской границы
Добравшись до деревни О (по-норвежски - А) на Лофотенских островах, вы упираетесь в тупик. Дальше дороги нет.
По факту далее еще лежат два небольших островка, куда ходят паромы, но это путешествие нужно проделывать уже без автомобиля.
Но мой отпуск уже подходил к концу, пора разворачиваться.
От О до Мурманска примерно 1400 км через Норвегию, Швецию и Финляндию. Так как все эти страны входят в шенгенскую зону, никаких пограничных постов между ними нет.
Да и дороги мало чем различаются в этой части Норвегии, Швеции и Финляндии. Разве что скоростным режимом – в Швеции и Финляндии, например, ограничение установлено в 100 км в час, тогда как в Норвегии выше 90 (а во многих случаях - 80) ехать запрещено. Кроме того, в Швеции и Финляндии больше прямых участков – есть где разогнаться.
И самое главное – бензин дешевле норвежского где-то рублей на 20. То есть уже в Швеции можно заправляться не по 127 рублей за литр, а где-то по 105 рублей.
В остальном – отличий никаких. В Швеции в этой части, как и в Норвегии, на дорогах много оленей.
Путь в 1400 км я решил разбить на три часть. Первую остановку на ночь я сделал в потрясающем месте – шведской деревне Каресуандо, которая расположена прямо на границе с Финляндией. На финской стороне деревня Кааресуванто. Два населенных пункта соединяет 100-метровый мост.
Это идеальное место для встречи Нового года. И вот почему.
Как известно, время в Финляндии на 1 час больше, чем в Швеции. Поэтому, сначала встречам Новый год в финской Кааресуванто, потом переходим по мосту в Швецию (это минут 20), и попадаем "на час раньше". Минут через 40 Новый год придет в шведскую Каресуандо. И мы снова загадываем желание (или перезагадываем, если первый раз загадали что-то не то).
Из Кааресуванто я отправился в Ивало – крупный туристический центр на севере Финляндии. Он стоит на берегу реки Ивалойоки, которая известна как «золотая река», поскольку в конце XIX века на ней было обнаружено золото.
В Ивало поселился вот в таком кемпинге - Näverniemi Holiday Center. Всего 2500 рублей с человека в сутки. Правда, удобства на улице. Кроме того, в таких кемпингах постельное белье, как правило, не входит в стоимость - нужно привозить с собой.
Город Ивало очень маленький и практически без достопримечательностей. Вот, например, парк с фонтаном.
Мне еще не повезло в том, что в Ивало я оказался в воскресенье (4 августа), а в таких городках воскресенье – это самый адский день для туризма, так как закрыто практически всё. Даже АЗС.
Собственно, по Ивало в тот день гулял только я и вот это стадо оленей. Больше я никого не встретил.
От Ивало до Мурманска – чуть более 300 км. До границы – около 50 км.
Пограничный пункт на российско-финской границе в этом месте называется «Рая-Йоосепи» (по-фински) и «Лотта» (по-российски). Это не очень популярное место пересечения границы, поэтому тут практически никогда не бывает очередей.
И еще – самое главное, что нужно знать при возвращении в РФ через этот КПП – в «Лотте» нет фитосанитарного контроля.
Это значит, что все продукты, типа сыров, молочки, колбас, рыбы и мяса у вас здесь изымут и не дадут ввести в Россию. Учитывайте это.
Если же вы хотите все это привезти домой, то в Мурманскую область придется возвращаться через КПП «Борисоглебск» на российско-норвежской границе. Это 250 км севернее. Там фитосанитарный контроль есть.
Я подарки в виде рыбы с сыров никому не делаю, поэтому без проблем пересек российско-финскую границу в КПП «Лотта» и въехал на территорию Россию.
От финской границы до Мурманска идет трасса, которая называется Верхнетуломская дорога – до города где-то 232 км.
Верхнетуломская дорога, в целом, не плохая трасса. Совершенно незагруженная – в попутном направлении я не встретил вообще никого, а на встречу – проехали машин пять.
Верхнетуломская дорога сейчас активно реконструируется, укладывается новый асфальт, наносится разметка (можно увидеть на верхнем фото).
Но от границы в пределах 100 км дорога все еще не реконструирована. Она неровная - я пару раз на скорости в 100 км в час даже подлетел на кочках и приземлился на все четыре колеса. А еще на трассе иногда встречаются вот такие «нежданчики».
И еще – практически на всем протяжении Верхнетуломской дороги нет мобильной связи (у меня сеть «Билайн»). Сеть появляется где-то в районе самого Верхнетуломского, когда до Мурманска остается около 70 км.
Там же, в Верхнетуломском, можно встретить первую заправку с адекватными ценами на бензин (48 рублей за литр). На единственной АЗС на трассе, которая у самой границы, цены на 20 рублей выше, чем в Мурманске (литр 95-го – около 66 рублей).
Краткие итоги путешествия:
За шесть дней я проехал 3315 км по Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольскому полуострову: Мурманск - Нордкап - Алта - Тромсё - Лофотенские острова - Кааресуванто - Ивало - Мурманск.
Машина – Renault Logan 2018 г.в. АКПП. Арендована в компании - rentacar51.ru
Стоимость аренды (7 дней) – 15 000 рублей
Залог – 10 000 рублей (вернули после возвращения авто)
Стоимость бензина за весь путь - 26 344 рубля
Получение авто в аэропорту Мурманска (а не в офисе) – 700 рублей
Оформление гран-карты (европейский ОСАГО) – 2700 рублей
Доплата за перепробег – 5600 рублей. Оказывается, есть ограничение пробега – не более 300 км в сутки. Все что выше оплачивается из расчета 5 рублей за километр. Я превысил где-то на 1100 км.
Просто Норвегия реально красивая страна!