Исследование которое высшее руководство Вермахта передало американскому правительству. В работе изложены принципы ведения боев в российских лесах и болотах основанные на опыте ведения боевых действий в период проведения Восточной компании.
РАЗДЕЛ I
ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКИХ ЛЕСОВ И БОЛОТ
Помимо огромных просторов, леса и болота европейской части России из-за непроходимой и практически безликой местности также имеют и военное значение. Обширные районы остаются полностью в своем первозданном состоянии и заметно отличаются от культурных районов Западной и Центральной Европы.
Безусловно, большая часть обширных лесных массивов в европейской части России является результатом нетронутого естественного роста. Современные методы лесного хозяйства, такие как выборочная рубка и систематическое лесовосстановление, практически не известны россиянам.
В результате, даже в последние годы был достигнут очень незначительный прогресс в использовании этих лесов или в обеспечении их большей доступности, за исключением мест, расположенных в непосредственной близости от основных автомагистралей.
Населенных пунктов мало, и они далеки друг от друга: как правило расположены на искусственных лесных полянах и особенно вдоль речных течений. Поскольку большинство российских рек текут с севера на юг или наоборот, естественная сеть дорог также развивалась в этих направлениях. Линии связи, идущие на восток и запад, встречаются крайне редко.
В любое время года небольшое количество и сомнительное состояние транспортных артерий в России было основным источником беспокойства для всех немецких полевых командиров.
Безусловно, большинство дорог и троп имеют не более чем местное значение как связи между деревнями или просто как расчищенные полосы через лес. Поэтому они и были построены соответственно. В критические периоды, особенно в грязное время года, они оказывались совершенно бесполезными. Их можно было использовать, только когда земля полностью замерзала, так называемые зимние дороги.
Несущая способность мостов и их прочность против наводнений или дрейфующих льдов должны оцениваться с особой осторожностью. Ввиду того, что российские речные системы регулируются редко, внутренние водные перевозки, кроме озер, играли лишь незначительную роль.
Так называемые Rollbahnen (автомагистрали, зарезервированные для автомобилей), которые были построены и эксплуатировались в больших масштабах немецкими строительными подразделениями, оказались бесценными. Где бы они ни существовали, они обеспечивали отправные точки для тактических операций и служили связующим звеном в немецкой системе снабжения.
Большие лесные массивы европейской части России начинаются в Польше и становятся плотнее по мере продвижения на восток. Лес Бяла-Виж, расположенный в 40 милях к северу от Брест-Литовска, когда-то был охотничьим заповедником царей, а затем и польского правительства, не совсем вписывается в общую картину, потому что он был лучше обеспечен дорогами.
К востоку от Бреста-Литовска простираются широкие болота и леса Припятского края. Примыкающие к ним огромные лесные массивы вокруг Гомеля, Минска, Брянска, Борисова, Орши и Вязьмы доминируют над ландшафтом. Они тянутся к северу от низменного хребта Орша в лесах Полоцка и Великих Лук в болотистые низины по течению рек Ловат и Волхов. Во время Второй Мировой войны здесь разыгрывались жуткие сцены кровопролитных боев.
Это типично для крупных российских лесных массивов, где почти все они имеют обширные болота. Какие бы общие правила не применялись в этом исследовании для борьбы в лесах или на болотах, поэтому они во многом взаимосвязаны.
Юг России, особенно Украина, почти лишен лесных массивов: некоторые части высоко культивируются, другие состоят из степей. С древних времен Южная Русь была любимой сценой для операций крупных армий.