На просторах Интернета мы часто видим статьи на тему "как нас обманывают в магазине". Нет, речь идет не об обсчете и обвесе - речь идет о психологических "ловушках" в магазине.
Но, признаюсь, на меня эти "ловушки" почему-то не действуют.
Красные ценники
Красный цвет больше всего привлекает к себе внимание. У людей он ассоциируется с чем-то важным, срочным, тем, что нельзя проигнорировать. Вы замечали, что слова «Скидка», «Цена снижена» и т. д. обычно пишутся именно на красных ценниках? Именно поэтому данный цвет уже устойчиво зафиксирован в нашем сознании как тот, который призывает нас купить товар по низкой стоимости. Знаете, как делают в некоторых супермаркетах? Просто ставят красные ценники без скидки на дорогостоящие товары. Человек, потеряв бдительность, сразу кладет вещь в корзину, думая, что приобрел ее с хорошей скидкой.
Да, я всегда слежу за скидочными ценниками (они бывают еще и желтыми - лишь бы выделялись на фоне обычных белых ценников). Но я никогда не бросаюсь покупать товар только из-за указанной на ценнике скидки. Всегда сравню с ценами на аналогичные товары рядом, вспомню, по какой цене брала подобный товар в прошлый раз...
А еще некоторые продавцы пишут завышенную цену, перечеркивают ее и ниже пишут "скидочную" цену. Ага, обманули! Кто ждет реальной скидки на товар, тот прекрасно знает, сколько стоит этот товар без скидки!
Большие тележки
Тележка появилась в 1938 году, и с тех пор ее размер увеличился в два раза. Объемы значительно превышают объемы среднестатистической «потребительской корзины», однако покупатели этого не замечают. Подсознательно нам не нравится видеть полупустую тележку, поэтому мы стараемся побыстрее заполнить ее товарами.
Тележки - это отдельная тема для магазинов. В некоторых даже есть объявления типа "покупатели без тележки (корзины) на кассе не обслуживаются" (конкретно я видела такие объявления в "Рубль Буме" и "Светофоре".
Но ничего подсознательного у меня тележка не вызывает. Если на дне тележки будет лежать только булка хлеба, никаких психологических проблем я не испытаю.
Впрочем, сами тележки мне не особо нравятся только из-за того, что создают "пробки" в рядах между стеллажами.
Молочные продукты и хлеб в конце зала
Молочные продукты пользуются наибольшим спросом у покупателей любого социального уровня, поэтому их расставляют в конце торгового зала. Зачем? Затем, чтобы нам пришлось обойти весь магазин, чтобы их найти. Ну и по ходу купить еще кучу всего…
Это да, есть. Вспомнила все магазины, в которые хожу, - и везде хлеб где-то в конце (молоко - по-разному).
Надеетесь, что я по пути за хлебом возьму что-то еще? Зря! Я знаю, зачем пришла и беру именно это (за редкими исключениями).
Чувство голода
При входе обычно располагаются товары, которые пробуждают в нас аппетит своим ароматом. Например, свежая выпечка, кондитерские изделия и т. д. Чувство голода заставляет нас сметать все с прилавков.
А еще распространяют на весь торговый зал ароматы, возбуждающие аппетит (ароматизаторами).
Я, конечно, люблю, когда вкусно пахнет. Но это не заставит меня купить что-то лишнее.
Скорость передвижения
В отделах с более дорогими товарами пол устелен более мелкой плиткой, поэтому тележка начинает тарахтеть при ходьбе. Мы вынуждены замедлить ход, а заодно и поближе рассмотреть продукция по высокой цене.
А меня буквально бесит тарахтящая тележка, и я стараюсь побыстрее уйти из таких отделов.
Движение против часовой стрелки
Обычно в супермаркетах стеллажи расставляют по такому принципу, чтобы человек обходил магазин против часовой стрелки. А иначе не доберешься до кассы. Соответственно, мы все время вынуждены поворачивать налево. И вот в этом и заключается главная хитрость: при повороте наш взгляд падает на середину стеллажа, который находится справа. Именно на этих полках располагаются товары, которые нужно продать в первую очередь. Например, с истекающим сроком годности. Либо сюда кладут самые дорогие товары. В общем, все мерчендайзеры знают, что данные полки считаются «золотыми». Имейте это в виду, когда отправляетесь в маркет.
Ну, не знаю, что там насчет движения... Я всегда иду к тем товарам, которые хочу купить (или просто проверить цену).
А вот что меня всегда злит - так это "плановые" перестановки в зале. Я же точно знала, что где было! А где теперь искать?
Да, я знаю, что это одна из уловок мерчендайзеров (пока буду искать то, что нужно, глядишь, и еще что-то куплю). Но ведь это ненадолго (1-2 похода в магазин), а бедным продавцам приходится регулярно перетаскивать товар с места на место...
Окончание цен на цифру 9
Психологи говорят, что подсознательно числа, заканчивающиеся на 9, воспринимаются как значительно меньшие, чем числа, заканчивающиеся на 0. Поэтому в магазинах у нас масса ценников вроде "999", "9999", "78,99".
Что с моим подсознанием не так, я не знаю. Но я всегда все цены округляю и всегда в бОльшую сторону (ну, с точки зрения математики, в данном случае это абсолютно правильно).
________________________________________________________________________________
Нет, я не покупаю в магазинах исключительно по списку. Слежу за акциями, и если есть реальная (а не просто написанная) скидка, скажем, на стиральный порошок, то я его возьму даже если конкретно сейчас он мне не нужен - не нужен сейчас, пригодится через месяц (а скидки уже не будет...).
__________________________________________________________________________________
У меня мозги как-то иначе устроены или действенность "ловушек" сильно преувеличена?
А вы попадаетесь в ловушки маркетологов?