В Санкт-Петербурге несколько лет идет борьба за право существования на Малой Невке одного из старейших парусных клубов «Санкт-Петербургский парусный клуб», также известного как «Крестовский», и парусной школы ГБУ «Спортивная школа по парусному спорту «Крестовский остров». Последняя была создана всего два года назад администрацией Петроградского района. Не успев оправиться от трагедии с одним из учеников в мае 2019 года, который погиб при столкновении с «Метеором», парусная школа пошла в атаку на яхтсменов.
Школа настаивает, что яхт-клуб занимает свою территорию незаконно, и пытается выдавить мэтров парусного дела с их родного места. При этом сам руководитель яхт-клуба, вице-президент Санкт-Петербургского парусного союза и председатель президиума Владимир Логинов давно и бесплатно учит спортсменов, которые завоевывают награды. Его ученики выигрывают чемпионаты Петербурга и России, а в мировом рейтинге его подопечные занимали вторые и четвертые позиции.
По словам Логинова, соседняя парусная школа неспроста появилась рядом, так как изначально рассчитывала на то, что выдавит старейший яхт-клуб города с водной территории Малой Невки и расширит возможности для себя. Логинов отмечает, что заниматься детям клуб не мешает, а руководители школы настаивают на обратном. Дело двух парусных соседей обычной шумихой на словах не кончилось.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 15 августа 2019 года удовлетворил иск ООО «Яхт-клуб К2», которую Логинов связывает с парусной школой «Крестовский остров», и постановил об освобождении территории на Малой Невке старейшим яхт-клубом «Крестовский».
Нелегкий путь старейшего яхт-клуба Петербурга
Перед тем, как перейти к сути конфликта, стоит вспомнить о тернистом пути яхт-клуба. Старейший петербургский парусный клуб на Малой Невке был создан в 1887 году под покровительством великого князя Александра Михайловича Романова. Новую жизнь в 2008 году в яхт-клуб «Крестовский», по распоряжению городского правительства, вдохнул вице-президент Санкт-Петербургского парусного союза и председатель президиума Владимир Логинов. Собрав команду, он вместе с компаньонами вложил в эту спортивную базу несколько сотен миллионов рублей. В инфраструктуру, немногочисленные постройки на суше и главное – в понтоны, где в сезон швартуются участники гонок, яхты, катера, лодки или перевозящие пассажиров теплоходы.
Тогда «Крестовский» представлял собой сложную конструкцию из двух фирм, и у каждой была своя роль в структуре клуба: ООО «Русский яхтинг», ООО «Балтэкспресс-Альфа». Директором обеих фирм являлся Денис Денисов. Он имел всего 10% «Русского яхтинга», а Логинов, как идейный вдохновитель и главный человек в этом деле, – 30%. «Русский Яхтинг» владел понтонами, расположенными на воде, а земельный участок на берегу Малой Невки по документам арендовал «Балтэкспресс-Альфа». Учредителем компании на 51% было ООО «Русский яхтинг», на оставшиеся 49% – частные лица.
В 2013 году в клубе, который являлся основной площадкой для проведения международных соревнований по парусному спорту, появился новый собственник. К тому моменту Логинов сделал из яхт-клуба одно из известнейших мест в стране не только по соревнованиям, но и по обучению детей, в том числе сирот. Владельцы яхт-клуба заявили о рейдерском захвате собственности.
Логинов и его партнеры были шокированы, когда узнали, что они больше не владельцы основанного ими парусного клуба. Оказалось, что обладателем доли компании, а по сути, доли яхтсменов, стала оффшорная компания, зарегистрированная на Виргинских островах. Логинов заявил, что без собрания и разрешения всех учредителей продать яхт-клуб было невозможно. В неправомерных действиях, а именно в подделке подписей, теперь уже бывшие владельцы подозревают своего давнего компаньона, обладающего в компании 10% акций – Денисова.
Как оказалось, в 2011 году Денисов, как генеральный директор «Русского яхтинга», взял заем в размере 3,5 млн рублей у компании «Regaliter Services Inc». Та впоследствии отдала право на долг компании «Сорям Файнанс Корп.», с которой они делят юридический адрес на Виргинских островах и абонентский ящик. Долг «Сорям» решила вернуть долями и имуществом парусного клуба. «Сорям» перешли 51% ООО «Балтэкспресс-Альфа», принадлежавшие ранее «Русскому яхтингу», и все имущество «Русского яхтинга», в том числе 45 понтонов. Все права на действующие договоры электроснабжения, водоотведения и водопользования Денисов передал в созданную им компанию ООО «Яхт-клуб «Крестовский», директором которой на тот момент был назначен Игорь Воробьев. Так, из-за займа своего партнера Логинов в один момент лишился своего детища, однако продолжил бороться за правосудие.
Он подал заявление в полицию, а осенью 2014 года обратился в арбитражный суд, где требовал признать недействительной сделку. В том же году начался демонтаж строения на участке береговой линии клуба. Чиновники «Центра повышения эффективности использования государственного имущества» заявили, что кончился срок аренды территории, а ко всему прочему, участок нужно зачистить в рамках подготовки береговой части Крестовского острова к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Тем не менее договор водопользования заключен яхт-клубом до 2017 года, так что понтоны, заправка и плавучее здание администрации на воде продолжили работать, а на суше осталось только административное здание яхт-клуба.
В октябре 2016 года Логинов выиграл апелляцию в Арбитражном суде, который признал сделку 2013 года недействительной, и Логинов вернул себе яхт-клуб. С января 2017 года им управляет ООО «Санкт-Петербургский Парусный клуб».
Конфликт с парусной школой
На и без того нелегкую судьбу клуба пришел спортивный сосед, чтобы «отжать» водную территорию. Как оказалось, пришел он вместе с бывшим «приятелем», экс-гендиректором ООО «Яхт-клуб Крестовский» Игорем Воробьевым. Речь идет о парусной школе ГБУ «Спортивная школа по парусному спорту «Крестовский остров». По словам нынешнего учредителя парусного клуба Аркадия Бородина, Воробьев сейчас входит в администрацию новой парусной школы.
На официальном сайте школы сказано, что это первая в Санкт-Петербурге парусная государственная бюджетная школа, идея создания которой обсуждалась уже около 20 лет. Соответствующее постановление 8 сентября 2017 года было подписано бывшим губернатором Петербурга Георгием Полтавченко. Отметим, что он ранее также поддерживал Логинова и яхт-клуб.
Руководство школы отмечает, что она располагается в историческом, знаковом для российского парусного спорта, месте.
Здесь находился яхт-клуб, который поддерживался царской семьей. При входе на территорию школы установлен памятник великому князю Александру Михайловичу Романову, который был попечителем основанного 125 лет назад Санкт-Петербургского парусного клуба, – сказано на сайте.
Однако парусная школа не уточняет, что именно усилиями членов яхт-клуба и лично его командором Владимиром Логиновым все эти 10 лет на историческом месте был воссоздан и продолжает свою жизнь парусный клуб, который является их неприятным соседом.
Сейчас территория парусного клуба находится только на воде – причалы, понтоны, яхты. Однако даже это не устраивает директора спортивной школы по парусному спорту «Крестовский остров» Наталью Федорову. По ее словам, понтоны расположены слишком близко к берегу, а это может быть опасно для детей.
Стоит отметить, что профессиональные яхтсмены еще при открытии школы неоднократно говорили о том, что для такого рода учреждений необходимо более подходящее и оборудованное по правилам безопасности место.
Помимо этого, директору школы не нравятся гости частных судов, которые могут быть в приподнятом настроении, отдыхая в яхт-клубе. Думали о своих исторических соседях создатели школы раньше или о том, что через Малую Невку проходят крупные суда, а для детей это небезопасно, неизвестно.
Как уточняет FlashNord генеральный директор ООО «Санкт-Петербургский Парусный клуб» Аркадий Бородин, руководство школы предупреждали о неблагоприятных для школы условиях.
Было очевидно, что появление парусной школы с большим количеством детей создаст проблемы в первую очередь для самих детей и тренеров, для организации учебно-тренировочного процесса. Мы указывали на сложности, которые могут возникнуть. Кроме нашего яхт-клуба напротив находится еще один крупный яхт-клуб «Центральный», по Малой Невке проходит судовой ход. Это место активной навигации, – сказал Бородин.
Он подчеркнул, что на протяжении десятилетий эта территория была любимым местом проведения досуга горожан: свадьбы, шашлыки, концерты, пляж, волейбол. А сама Южная дорога – это путь, по которому идут болельщики на футбольные матчи и фанаты на концерты своих любимых музыкальных групп.
Руководители школы решили, что это для них не является проблемой. Странность, поспешность, огромный бюджет, быстрые согласования и всевозможные нарушения, которые сопровождали разворачивание инфраструктуры ГБУ на соседней территории, безапелляционность руководства и администрации вызывала неоднозначные мысли. Создавалось впечатление, что реализуется простая, но отработанная чиновничья схема, при которой у государства «отжимаются» лакомые куски земли: на базе муниципалитетов создается социальная программа, выделяются средства, на которые возводится инфраструктура, а потом захватывается территория и прилегающее к ней, в том числе и чужой бизнес, и продается. Есть вероятность, что после этой всей грустной истории, в первую очередь для нас, на этой территории просто ничего потом не останется, ни яхт-клуба, ни школы. Будет что-то подобное, но владельцами будем не мы и не государство, а по всей вероятности, уже существующий заказчик, – добавил Бородин.
В первый же год появления парусной школы к яхт-клубу последовал иск от некоего ООО «Яхт-клуб К2», которое Владимир Логинов связывает с парусной школой «Крестовский остров».
Это вновь созданная компания, не имеющая имущества, с персоналом в один человек, зарегистрированная до домашнему адресу, не ведущее никакой деятельности ООО «Яхт-клуб К2». Директором этой компании является бывший директор ООО «Яхт-клуб Крестовский» Вичук Павел, – сообщает Бородин.
Сам «Санкт-Петербургский парусный клуб» неоднократно на протяжении трех лет обращался к правительству с просьбой передать им свободный земельный участок напротив клуба. Однако там в середине мая 2019 года появляется глухой забор и охрана, а местная администрация заявляет, что будет благоустраивать прибрежную территорию. Забор, согласно ордеру, установлен без причины до октября. Прохода и проезда к воде теперь нет. Первое время владельцы яхт, прибывающие пассажиры и персонал были вынуждены добираться к своему имуществу и обратно на берег на лодках, перелезая через двухметровое ограждение.
Лишь две недели назад, чтобы, по всей видимости, оправдать установку ограждения, администрация Петроградского района объявила конкурс на благоустройство территории внутри забора на сумму в 1,3 млн рублей. Однако до сих пор на этом месте никакого благоустройства не произошло.
Несмотря на напряженные отношения, яхт-клуб помогал школе в развитии. Сотрудники парусного клуба предоставляли свое оборудование, выполняли разного рода работы для школы, в том числе вывозили за свой счет мусор. Помимо этого, на протяжении двух лет безвозмездно предоставляли причалы для стоянки катеров и лодок, связанных с деятельностью школы, в частности, для участников чемпионата по парусному спорту, проводившегося в прошлом году, и яхт самих участников.
ООО «Яхт-клуб К2» в декабре 2018 года обратилось в суд с требованием к парусному клубу «освободить участок акватории реки Малая Невка площадью 0,0272 квадратных километров, расположенный в Петроградском районе Санкт-Петербурга, на левом берегу реки Малая Невка между Большим Петровским мостом». Арбитраж иск поддержал. Яхт-клуб подал апелляцию. В конце мая 2019 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд встал на сторону парусного клуба и отменил предыдущее решение.
Такой исход событий, когда у старейшего яхт-клуба остается хотя бы водная часть территории, не устроила, по всей видимости, парусную школу, и в отношении ООО «Русский яхтинг» снова поступил иск от ООО «Яхт-клуб К2». Дело об освобождении водной территории яхт-клубом арбитраж рассмотрел 15 августа 2019 года и удовлетворил иск ООО «Яхт-клуб К2».
Было два суда. Первую инстанцию выиграло К2, вторую мы. Вчера, по нашей информации, используя административный ресурс, состоялось заседание кассационного суда. Это предпоследний суд. В результате него было вынесено решение, обязующее нас освободить акваторию от наших понтонов, то есть прекратить нашу деятельность, которой 10 лет, – говорит учредитель Аркадий Бородин.
Владимир Логинов сообщил FlashNord, что яхт-клуб продолжит бороться дальше за свое родное место, и будет защищать свои права в Верховном суде.
Яхт-клуб К2 – приемник ООО «Яхт-клуб Крестовский». Это номинальная, пустая компания. Ее используют как инструмент, чтобы юридическими инсинуациями выдавить нас с воды. ООО «Яхт-клуб К2» – фантом – в 2018 году непонятно как получил договор водопользования, без аукциона на 20 лет. Нам же Невско-Ладожское бассейновое водное управление неоднократно отказывало в этом, а им за несколько дней сделали разрешение водопользования на огромный срок. И теперь они спекулируют этим и пытаются выжать нас оттуда. Но для размещения причальных сооружений в акватории порта договор водопользование и не требуется. Единственным правовым основанием является разрешение капитана «большого порта Санкт-Петербурга» и соответствие этих причалов техническому регламенту. У нас есть такое разрешение и согласованы все необходимые технические паспорта. И суд признал это, что уходить яхт-клубу с водной глади не нужно. А тут вдруг опять суд поддерживает их иск и заявляет об освобождении территории. Явно чувствуется давление. Будем обращаться в Верховный суд, – сказал Логинов.
По мнению генерального директора яхт-клуба Аркадия Бородина, власти пытаются зачистить территорию под свои проекты.
Парусная школа – это второй эшелон. Мы предполагаем, что администрация района и «К2» действуют сообща в интересах третьих лиц, а школа – это удобный механизм для выдавливания нас и зачистки территории и акватории под какой-то проект. Дети, их родители и тренерский состав – живой щит, их, возможно, используют, – говорит Аркадий Бородин.
Чем же разбирательства закончатся, покажет только время, однако это хороший пример того, как на глазах уничтожается история Петербурга.
Источник: информационное агентство FlashNord