Меня часто спрашивают: - Как так получилось, что ты помнишь мельчайшие подробности? Никаким особым вниманием не отличалась, усердием тоже, а начнёшь рассказывать и, действительно, вспоминаются картинки школьной жизни, да и слушать тебя очень хочется.
Конечно, хочется слушать! Потому, что эти рассказы о нас, о нашем времени! Это сейчас учителям рекомендуют множество методичек, педагогических приёмов и работ по развитию творческих способностей, но они, не очень-то и хороши, если с каждым днём их становится больше и больше.
Наши учителя сами были настоящими методичками! Обучение и воспитание строилось не на чужих примерах, а на собственных наблюдениях, основанных на большой любви к нам. И все, кто прислушивался к учителям так же, как и я, пользуются их методами. Самым страшным наказанием во время нашей учёбы была фраза, сказанная учителями "Хочешь к директору!?"
Директора мы не боялись, но идти к нему не хотелось, несмотря на то, что с провинившимися Василий Николаевич был по-отечески добрым. Уважали! Не хотелось огорчать. В нашем классе директор вёл часы истории. Если его куда-то вызывали, и к нам приходил другой учитель – бунтовали. Бунт длился до конца перемены и несколько минут после того, как в класс входил замещающий Василия Николаевича учитель. Дело в том, что каждый урок истории у нас начинался с обзора прессы. Мы должны были рассказывать о событиях в мире, но не думайте, что это просто – как раз это и есть самый настоящий педагогический приём стимулирования и развития умственных способностей. Мы должны были рассказать своими словами содержание опубликованной заметки и показать вырезку из газеты! Привыкали долго, но то, что Василий Николаевич ставил за это отметки, срабатывало настолько, что к концу четверти у нас не было проблем с аттестацией. Вот мы и бунтовали перед приходящими учителями – привыкли к обсуждениям мировых проблем, а нам не давали права голоса.
Думаю, вы понимаете, что больше всех орали те, кто не очень-то отличался изучением прессы, но у них было множество других достоинств, благодаря которым мы никогда не унывали.Однажды, на перемене, в наш класс вошли выпускники. Это были очень взрослые и высокие ребята. Для того, чтобы вы представили, какие это были богатыри, назову Сашу Дударева, их одноклассника. Почему Дударева? Потому, что он был красивым! Старшие девочки были влюблены в него, ну и мы смотрели на Дударева с восхищением, короче – знали! Незваные гости немножко помутузили наших мальчишек и громко спросили: - Где тут у вас Севастьянова? Я обалдела, остальные замерли ненадолго и, дружно повернувшись ко мне, со вздохом облегчения, отрапортовали: - вот она! Старшеклассники подошли ко мне: - Слышь, ты, нас директор прислал к тебе – поучиться! Правда, что ли, ты хорошо списываешь? Вот тебе "саечка" в подарок! Они по очереди потрепали мой подбородок, и ушли неучами. Вы же все учились и понимаете, что потом творилось в классе и со мной.
Оказывается, в выпускных классах были контрольные работы, и эти ребята попались на списывании. Василий Николаевич был очень недоволен. Стыдил их - "не умеете списывать – не списывайте, или найдите Севастьянову и поучитесь у неё!" Списывать я умела, но даже не предполагала, что учителя об этом знают.Никаких замечаний мне не делали - с "поличным" не ловили. Мой рассказ не о том, какая я "одарённая", а о том, как я получила порицание в форме восхищения мною! Так могут делать только педагоги от Бога!
А Василий Николаевич и был именно таким: умным и человечным.