Серия книг «Сталкер» — очень необычная. В неё выходят совершенно разные авторы. Один из них - Сергей Клочков, подаривший нам интересную, похожую на нашу, реальность аномальной Зоны. Именно с ним мы поговорили про отечественную фантастику, начало его творческого пути, узнали, как рождаются персонажи и почему они могут страдать. А также обсудили новую книгу — «Синдром Зоны».
Как открыли в себе желание писать?
Это с детства, скажем так. Класса, наверно, с пятого-шестого сочинял не то комиксы, не то иллюстрированные романы для сверстников. Позже – немного сочинял для себя, в стол.
Какие были ваши первые произведения?
Шестой класс. Рассказ в газете «Позиция» про молодую щуку в озере. Называлось сие творение «Черная спинка». Все было по-взрослому: публикация, гонорар, популярность (у одноклассников).
Чем вас так привлёк «Сталкер»?
После знакомства с творчеством братьев Стругацких еще в школе, задолго до выхода игры, буквально заболел Зоной. А потом в руки попал томик «сталкера» с объявлением о литературном конкурсе по мотивам игры. Отправил повесть «Зона тебя любит», затем, по просьбам читателей, сделал продолжение, потом на меня вышел редактор серии. И все завертелось…
Сложно ли писался первый роман?
Нет, не сложно. Он писался кусками, но с большим интересом к процессу.
Как были придуманы Луня, Фреона, Хип?
Я и сам не знаю, как оно получилось, факт. Герой рождается не сразу, постепенно. Вначале легкий, неоформленный образ, который очень быстро вырисовывается, оживает, приобретает имя и характер. Остается только записывать за ним, следя за приключениями. Это уже потом, с некоторым опытом и с переменным успехом удается держать персонажей в рамках сюжета. Если Лунь изначально задумывался как центральный (и единственный) герой книги, то Хип и Фреон должны были стать эпизодическими, едва ли не «декоративными». Но ожили и так вцепились в мысли, что без них я бы не смог сделать историю. Фреон даже стал героем отдельной книги.
Почему герои прошли через расставание в «Даре Монолита»?
Спойлер! «И жили они долго и счастливо, пока смерть не разлучила их». Слишком большой слом привычного мира, физическая смерть и посмертный уже путь в виде зомби, поднятых Пенкой, осознание собственной гибели и фальшивого мира Координатора, в котором они фактически уже не существовали, убили в них все чувства вообще. Оживали они уже потом, когда их вытащил из смерти Фреон.
Долго копили материал для «Синдрома Зоны»?
Нет, ничего специально не копил. Герои не отпускали все пять лет, и поэтому было не сложно вернуть их. Я лично считаю, что это мой самый удачный роман про Луня и Хип. Выше уже не будет, и ни одной строчки, ни одной запятой я бы там не поменял. А вот над первым романом, конечно, сейчас уже поработал бы (улыбается – прим. редактора).
Почему назвали именно «Синдром Зоны»?
Потому, что это как раз и есть синдром (улыбается – прим. редактора). Самый натуральный след, который Зона навсегда оставляет в душе сталкера. И какой бы ни была жизнь за периметром аномальных земель, психика сталкера уже не поменяется. Вопрос времени, когда Зона позовет обратно.
Как вам сотрудничество с АСТом?
Вполне доволен, иначе бы не сотрудничал. Огорчает несколько нынешнее состояние серии, в которой я больше не хочу, а, следовательно, не буду участвовать, но самому издательству я весьма благодарен. Без его помощи и внимания к моему творчеству этих книг бы не было. Спасибо.
Хотелось написать не про «Сталкер»?
Уже работаю над новым романом не по «сталкеру». Формат произведения объявлять рано, работы еще много и в каком виде она будет, я и сам пока не знаю. Главное – дописать и отшлифовать.
Есть любимые книги (не ваши) в серии «Сталкер»?
Хочу отметить все произведения в серии Бурносова, Калугина, Ночкина и «Клык» Тумановского. Остальные либо не читаны, либо «прошли мимо меня». Серию я вообще читал очень мало, лично мне, особенно в процессе работы, очень «неудобно» садиться за свой текст после прочтения чужого.
Увлекаетесь другими постапокалиптическими вселенными?
Не нашел для себя «подходящую». Но это, видимо, пока не нашел, так как особо и не искал. Выбор сейчас большой, можно и посмотреть.
Несколько лет назад уважаемые Олди написали статью про апокалипсис в отечественном книгоиздании. Согласны ли вы с их тезисами?
Целиком и полностью согласен. На мой взгляд, выводы дуэта не просто верны, они абсолютно по существу всех нынешних проблем с фантастической литературой в России. Перечитывал сам, и не раз рекомендовал статью всем интересующимся людям, упоминал и в старых интервью.
Какую музыку предпочитаете?
Список внушительный от блэка и пауэр-метала до классики. Во вкусах большое разнообразие.
Что настраивает вас на рабочий лад?
Наличие свободного времени в первую очередь. Далеко не всегда есть возможность просто сесть за роман, учитывая занятость на работе. Зато если есть время, поводы для вдохновения находятся сами, и они весьма разнообразны.
Что посоветуете начинающим писателям?
Читать как можно больше хорошей литературы, особенно классики. Не читать плохой — это реально портит в будущем ваши книги. Писать не для публики — все ваши первые вещи должны быть написаны (и переписаны не раз) только для себя. Не спрашивать о своем произведении отзывов от родных и друзей — правды там будет мало.
На связи был Сергей Клочков, автор книг «Лунь», «Фреон», «Дар Монолита» и новинки «Синдром Зоны». Надеемся, что его творчество зацепит вас, как зацепило нас, и мы встретимся на дорожках Зоны, поговорим и мирно разойдёмся.