Найти тему

Интервью с автором «Синдром Зоны» Сергеем Клочковым

Серия книг «Сталкер» — очень необычная. В неё выходят совершенно разные авторы. Один из них - Сергей Клочков, подаривший нам интересную, похожую на нашу, реальность аномальной Зоны. Именно с ним мы поговорили про отечественную фантастику, начало его творческого пути, узнали, как рождаются персонажи и почему они могут страдать. А также обсудили новую книгу — «Синдром Зоны».

Как открыли в себе желание писать?

Это с детства, скажем так. Класса, наверно, с пятого-шестого сочинял не то комиксы, не то иллюстрированные романы для сверстников. Позже – немного сочинял для себя, в стол.

Какие были ваши первые произведения?

Шестой класс. Рассказ в газете «Позиция» про молодую щуку в озере. Называлось сие творение «Черная спинка». Все было по-взрослому: публикация, гонорар, популярность (у одноклассников). 

Чем вас так привлёк «Сталкер»?

После знакомства с творчеством братьев Стругацких еще в школе, задолго до выхода игры, буквально заболел Зоной. А потом в руки попал томик «сталкера» с объявлением о литературном конкурсе по мотивам игры. Отправил повесть «Зона тебя любит», затем, по просьбам читателей, сделал продолжение, потом на меня вышел редактор серии. И все завертелось…

Сложно ли писался первый роман?

Нет, не сложно. Он писался кусками, но с большим интересом к процессу.

Как были придуманы Луня, Фреона, Хип?

Я и сам не знаю, как оно получилось, факт. Герой рождается не сразу, постепенно. Вначале легкий, неоформленный образ, который очень быстро вырисовывается, оживает, приобретает имя и характер. Остается только записывать за ним, следя за приключениями. Это уже потом, с некоторым опытом и с переменным успехом удается держать персонажей в рамках сюжета. Если Лунь изначально задумывался как центральный (и единственный) герой книги, то Хип и Фреон должны были стать эпизодическими, едва ли не «декоративными». Но ожили и так вцепились в мысли, что без них я бы не смог сделать историю. Фреон даже стал героем отдельной книги.

Почему герои прошли через расставание в «Даре Монолита»?

Спойлер! «И жили они долго и счастливо, пока смерть не разлучила их». Слишком большой слом привычного мира, физическая смерть и посмертный уже путь в виде зомби, поднятых Пенкой, осознание собственной гибели и фальшивого мира Координатора, в котором они фактически уже не существовали, убили в них все чувства вообще. Оживали они уже потом, когда их вытащил из смерти Фреон.

-2

Долго копили материал для «Синдрома Зоны»?

Нет, ничего специально не копил. Герои не отпускали все пять лет, и поэтому было не сложно вернуть их. Я лично считаю, что это мой самый удачный роман про Луня и Хип. Выше уже не будет, и ни одной строчки, ни одной запятой я бы там не поменял. А вот над первым романом, конечно, сейчас уже поработал бы (улыбается – прим. редактора).

Почему назвали именно «Синдром Зоны»?

Потому, что это как раз и есть синдром (улыбается – прим. редактора). Самый натуральный след, который Зона навсегда оставляет в душе сталкера. И какой бы ни была жизнь за периметром аномальных земель, психика сталкера уже не поменяется. Вопрос времени, когда Зона позовет обратно.

Как вам сотрудничество с АСТом?

Вполне доволен, иначе бы не сотрудничал. Огорчает несколько нынешнее состояние серии, в которой я больше не хочу, а, следовательно, не буду участвовать, но самому издательству я весьма благодарен. Без его помощи и внимания к моему творчеству этих книг бы не было. Спасибо.

Хотелось написать не про «Сталкер»?

Уже работаю над новым романом не по «сталкеру». Формат произведения объявлять рано, работы еще много и в каком виде она будет, я и сам пока не знаю. Главное – дописать и отшлифовать.

Есть любимые книги (не ваши) в серии «Сталкер»?

Хочу отметить все произведения в серии Бурносова, Калугина, Ночкина и «Клык» Тумановского. Остальные либо не читаны, либо «прошли мимо меня». Серию я вообще читал очень мало, лично мне, особенно в процессе работы, очень «неудобно» садиться за свой текст после прочтения чужого.

Увлекаетесь другими постапокалиптическими вселенными?

Не нашел для себя «подходящую». Но это, видимо, пока не нашел, так как особо и не искал. Выбор сейчас большой, можно и посмотреть.

Несколько лет назад уважаемые Олди написали статью про апокалипсис в отечественном книгоиздании. Согласны ли вы с их тезисами?

Целиком и полностью согласен. На мой взгляд, выводы дуэта не просто верны, они абсолютно по существу всех нынешних проблем с фантастической литературой в России. Перечитывал сам, и не раз рекомендовал статью всем интересующимся людям, упоминал и в старых интервью.

Какую музыку предпочитаете?

Список внушительный от блэка и пауэр-метала до классики. Во вкусах большое разнообразие.

Что настраивает вас на рабочий лад?

Наличие свободного времени в первую очередь. Далеко не всегда есть возможность просто сесть за роман, учитывая занятость на работе. Зато если есть время, поводы для вдохновения находятся сами, и они весьма разнообразны.

Что посоветуете начинающим писателям?

Читать как можно больше хорошей литературы, особенно классики. Не читать плохой — это реально портит в будущем ваши книги. Писать не для публики — все ваши первые вещи должны быть написаны (и переписаны не раз) только для себя. Не спрашивать о своем произведении отзывов от родных и друзей — правды там будет мало.

На связи был Сергей Клочков, автор книг «Лунь», «Фреон», «Дар Монолита» и новинки «Синдром Зоны». Надеемся, что его творчество зацепит вас, как зацепило нас, и мы встретимся на дорожках Зоны, поговорим и мирно разойдёмся.