Найти тему
СТАРЫЕ ГОДЫ

Популярность за деньги

Закулисная театральная жизнь – вещь загадочная, непонятная и скрытая от постороннего внимания. Вряд ли можно сказать, что в этой заметке приоткрываются все существенные известные тайны, но кое-что любопытное просматривается. (1870-1880-е гг.)

В одном из номеров «Русской старины» встретились занятные воспоминания театрала с возмущением рассказывающего о сребролюбии итальянских импресарио. Так некий известный артист императорских театров заплатил за свой ангажемент в Миланском театре 2,500 франков, а певица Р купила дебют в театре Фениче-ди-Венеция также за несколько тысяч франков, и т.д. В некоторых случаях цена за дебют доходила до 50 тысяч.

Ла Скала в XIX веке
Ла Скала в XIX веке

Некоторые из сделок оказывались удачными, некоторые не привели ни к чему. Так одна из петербургских див мало того, что заплатила за роль Маргариты из «Фауста» Гуно в театре Дальвермэ, так еще и наняла две сотни клакеров, заплатив каждому по одному франку, пол литра вина и по сигаре (забавная плата!!!). Последние три акта трудолюбиво аплодировали Маргарите, и, решив, что успех ей обеспечен, дружно покинули зал. В четвертом акте дебютантка осталась с публикой один на один. Тут уже никакие клакеры не помогли, решала лишь сила и красота голоса, чем оперная принцесса, увы, похвастаться не могла. Итальянская публика подобные необоснованные претензии не прощала и освистала не оправдавшую надежд претендентку, которая вынуждена была уехать домой ни с чем.

Театральная публика в XIX  веке
Театральная публика в XIX веке

Мало того, постепенно с каждым годом плата артистам уменьшалась вплоть до дармового труда, и, напротив, плата за их дебюты только увеличивалась.

Как анекдот рассказывают случай, когда приехавший в Милан импресарио, прямо на вокзале готов был платить за ангажемент артистки целых полторы тысячи франков, но по мере движения в город получал все более и более заманчивые предложения. В конце концов, за ангажемент готовы были заплатить уже ему самому.

Клакеры
Клакеры

Автор здесь очень сетует на корыстолюбие итальянских антрепренеров. В наше время это вовсе не новость. Кажется мне, что в наше время вся антреприза ориентирована исключительно на деньги. Здесь как на войне важны только три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги.