Найти тему
Культурный рассвет

«Птицы большие и малые» - для ценителей итальянского кино

"Путешествие начинается и путешествие уже закончилось"

«Птицы большие и малые» (1966)
Режиссер: Пьер Паоло Пазолини

Итальянский кинематограф середины ХХ века богат яркими авторами. Чрезвычайно заметной, парадоксальной личностью был сценарист, режиссер и писатель Пьер Паоло Пазолини. Будучи одновременно коммунистом, христианином и гомосексуалистом, он воплощал свое мироощущение в аллегорическом кино.

Пьер Паоло Пазолини. Источник: Яндекс Картинки
Пьер Паоло Пазолини. Источник: Яндекс Картинки

Одним из подобных фильмов стали «Птицы большие и малые». Удивительная история о двух путниках, отце Тото и сыне Нинетто, путешествующих без особой цели и сталкивающихся вдруг с философствующим Вороном, явно марксистских взглядов, решившим присоединиться к ним.

На протяжении этого странствия герои попадают в различные ситуации, отражающие жизнь итальянского общества, и даже переносятся на несколько столетий назад, где оказавшись в шкуре средневековых монахов, должны обратить к истинной вере всех птиц на Земле.

х/ф "Птицы большик и малые". Источник: Яндекс Картинки
х/ф "Птицы большик и малые". Источник: Яндекс Картинки

Весь фильм «Птицы большие и малые» от начала до конца кричит о творческой смелости режиссера и его остром уме. Проблемы современности Пазолини облачает в интересные образы: здесь и левая интеллигенция в виде надоедливого ворона, и политическая идеология в различных воплощениях (от уличных балаганов до святого Франциска), и многое другое.

Даже открывающие титры сделаны в виде бодрой песенки, в которой поется, что «режиссировал и рисковал своей репутацией Пьер Паоло Пазолини».

Вообще лента сделана в очень бодром, жизнерадостном ключе, при ее просмотре так и хочется пританцовывать (этому способствует замечательная музыка Эннио Морриконе).

х/ф "Птицы большик и малые". Источник: Яндекс Картинки
х/ф "Птицы большик и малые". Источник: Яндекс Картинки

Правда стоит оговориться — я не уверен, что фильм будет полностью понятен тем, кто совсем незнаком с общественными процессами, происходившими в Европе в конце 50-х, начале 60-х годов. Возможно некоторые образы не будут считываться.

И в принципе картина сделана очень нетрадиционно, экспериментально. Однако «Птицы большие и малые» наглядно демонстрируют, что киноязык вполне способен на лихую аллегорию, притчу и иносказательность.

Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!

Автор статьи: Влад Дикарев