Найти тему
Никита Мишин

Самые секретные автомобили в СССР.

Оглавление

В советские времена никто даже предположить не мог, что в редком автомобильном движении , рядом с вами едут легковые машины абсолютно ничем не отличающихся от себе подобных , но наделенные моторами в пару сотен сил и способная сорвавшись с места за считанные секунды развить скорость в пару сотен километров в час. Такие сверхмощные , быстроходные и незаметные автомобили с секретной аппаратурой ,закамуфлированные в обычные легковушки, несли скрытую службу в системе КГБ. В их обязанности входили: наружное наблюдение за окружающей обстановкой ,диссидентами и иностранцами , преследования подозрительных машин и сопровождение автомобилей высших советских и партийных работников. К этой же засекреченной категории относились специальные санитарные автомобили ,для оказания экстренной медицинской помощи обитателям лимузинов из правительственных кортежей. Эти автомобили представляли собой спецверсии самых популярных в СССР моделей. Всего для КГБ было выпущено чуть менее 1000 специально оборудованных шпионских автомобилей и сейчас мы рассмотрим несколько самых популярных из них.

ГАЗ М20Г

-2

Это уникальная и достаточно совершенная легковая "Победа" с четырёхцилиндровым двигателем в 50 л. с., привлекала внимание не только военных, но и сотрудников КГБ . В середине 1950-х годов , по заказу столь солидного ведомства , Горьковский Автомобильный Завод приступил к сборке более мощного и быстроходного спец-автомобиля -ГАЗ М20Г, внешне не отличавшегося от серийных вариантов. Его оборудовали шестицилиндровым мотором мощностью в 90 л. с. ,с масляным радиатором, гидромеханической трансмиссии и задним мостом от автомобиля ГАЗ 12 ЗИМ и 100 литровым топливным баком . В комплектацию машины входили средства радиосвязи и специальные звуковые сигналы. На деле вариант М20Г оказался слишком тяжелым и плохо управляемым , зато его скорость выросла 132 км\ч, таких машин изготовили порядка 100 единиц.

ГАЗ М23

-3

Этот малоизвестный индекс носил второй горьковский спец-автомобиль , созданный на базе серийной 75-ти сильной модели -ГАЗ 21 "Волга". На него установили 195 сильный двигатель V8 и автоматическую трансмиссию от представительской "Чайки" ГАЗ-13. По сравнению с обычной Волгой на модели ГАЗ-23 были существенно усилены кузов и ходовая часть , применялись стекла из триплекса ,тормозные накладки из жаропрочного материала , литые чугунные тормозные барабаны и устройство загорания капота из салона . Увеличение снаряженной массы до 1780-ти килограмм, привело к существенному повышению расхода топлива , зато время разгона с места до сотни , составляло 16 секунд, что в 2 раза быстрее чем у "Победы", а максимальная скорость достигла 160 км\ч. На модели ГАЗ-23А сохранилась механическая коробка передач, а ГАЗ 23Б , для экспортирования важных персон , отличался хромированной облицовкой окон и левого зеркала. До 1970 года машин 23 серии собрали 603 экземпляра .

ГАЗ 24

-4

В начале 1979-х годов на базе новых легковушек ГАЗ 24 Волга , Горьковский Автомобильный завод приступил к сборке двух специализированных вариантов для КГБ СССР. Первый автомобиль ГАЗ-24-24, для внешнего слежения , получил прозвище "Наблюдалка". Обычно его окрашивали в яркие цвета , что бы машина легко терялась в автомобильном потоке. В обязанности второй модели ГАЗ-24-25 черного цвета , с улучшенной отделкой салона и сдвоенной выхлопной трубой , входило сопровождение правительственных кортежей , за что её и прозвали " Догонялкой". Как и ГАЗ 23 эти автомобили получили основные агрегаты от первой "Чайки" , но дополнительно снабжались усиленными кузовами и узлами ходовой части . К немногим внешним отличиям второй машины относились - дополнительное прямоугольные сигнально предупредительные фары на бампере, спецсигналы за радиаторной решёткой , высокая антенна на правом крыле , для радиооборудования, особый запор капота и характерные номерные знаки. Машины со снаряженной массой 1750 кг , разгонялась до 100 км\ч всего за 15 секунд, её максимальная скорость возросла до 190 км\ч. В 1972- 1988 годах собрали 1034 автомобиля этой серии.

ГАЗ 24-34
ГАЗ 24-34

С выпуском модернизированного седана ГАЗ 2410, на его базе собирали спец-автомобили ГАЗ-24-34 с 220 сильным мотором V8 от новой "Чайки" ГАЗ-14 , дисковыми тормозами и встроенными в переднюю облицовку противотуманными фарами . Заказом на них монтировали кондиционер , специальную обивку и даже механизм с 3-мя сменными номерными знаками . В 1985-1993 годах , завод выпустил 245 таких машин .

ГАЗ 31012

-6

Пробные образцы следующих спец-автомобилей появились в 1979 году в рамках конструкторской и стилевой разработки опытные 120-ти сильные модели ГАЗ-3101 с прямоугольными Фарами , преобразованные затем и в ГАЗ-3102. Началом серийного производства модернизированной "Волги" ГАЗ-3102, на её основе началась сборка двух спец-машин укомплектованных по требованиям КГБ , а затем и ФСБ . По уже отработанной схеме первой из них была обычная "Наблюдалка" ГАЗ-31012,со 195-ти сильным двигателем от первой "Чайки", внешне ничем не отличавшиеся от серийной модели ГАЗ-3102 . Распознать её можно было только по форме ручки управления автоматической трансмиссии , похожий на рычаг для механической коробки передач . Наиболее интересной стала особо прочная и совершенно секретная экспортная машина ГАЗ-31013 , с характерной низкой посадкой , которая до сих пор считается лучшим , наиболее мощным и надежным советским спец-автомобилем . Полных сведений о нем не сохранилось.

"Черная докторша"

-7

Спец-автомобилей серии "Чайка" с началом выпуска автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" с 5.5 литровым двигателем V8 , 195 л. с. и автоматической трансмиссией, в системе КГБ места ему не нашлось , к единичным образцам спец-машин на этой базе относились: доработанная в социалистических странах экспортной "Чайки" с собирающимися подножками и поручнями вдоль обеих сторон , крыша с люком , благодаря мягкой подвеске и бесступенчатой трансмиссии ,в 1973 году по заказу четвертого главного управления министерства здравоохранения СССР, "Чайка" стала базой неизвестного до тех пор конструкторского направления . Создание вместительных скоростных автомобилей медицинской службы ,они замыкали правительственные кортежи и служили для оказания важным персонам первого ранга первой помощи , в пути следования и оперативной доставки их в стационар . Так в серии ГАЗ-13 появилась скорая помощь с продольными носилками и медицинским оборудованием . Максимальная скорость достигала 160 км\ч. До 1982 года было собрано порядка 20 экземпляров, из которых несколько машин служили похоронными катафалками .

ЗиЛ 41072 Скорпион

-8

В 1987 году ,завод приступил к сборке бронированного лимузина ЗиЛ 41050, для президента СССР . Через год на его базе появилась машина спецсвязи 4107. В 1989 году они послужили основной трех пятиместных автомобилей сопровождения и охраны ЗиЛ 41072 Скорпион , конструкции А.Н. Горчакова , которым сразу же присвоили второе неофициальное название телохранитель , через 10 лет были изготовлены ещё три образца для спецподразделений и служб охраны Российской федерации . Скорпион играл роль так называемого автомобиля-чистильщика . Обычно возглавлявшего или замыкавшего скоростные кортежи первых персон государства. Он мог с ходу , не сбавляя скорости , отбрасывать посторонние машины или препятствия , которые по мнению охраны создавали опасность сопровождаемым лицам. Внешне машины выделялись спецсигналами , несколькими антеннами , продольными откидными подножками и поручнями на крышах и задних стойках корпуса ,для сотрудников спецслужб обеспечивающих внешнее наблюдение и оборону машины . В крыше имелся широкий сдвижной наблюдательный люк , из которого можно было вести круговой обстрел , а для усиления огневой мощи , заднее стекло оперативно откидывалось внутрь салона. В рабочей части салона , в один ряд были смонтированы 3 мягких сидения , из них среднее полноповоротное , по продольным направляющим выдвигалось вперед, а два боковых поворачивались в стороны , позволяя боевому расчету , всегда размещаться лицом к окнам. Габаритная длина достигала 6,3 метра , оценочная снаряженная масса достигала 5,5 тонн , максимальная скорость 190 км\ч.

После провала ЗиЛа , никто в стране не замахивался на правительственные лимузины и спецмашины , их предпочли просто закупать за границей .

Если вам понравилась моя статья , прошу подписаться на мой канал , там будет ещё много интересных статей про автомобили и всяческую технику, а так же топы , на какие -либо темы. Всем спасибо за внимание ,ставьте пальцы вверх и пишите комментарии , будет интересно почитать .