Владимир Сергеев
Тиверское городище, или Тиурин-линна (по-карельски ≈ «Город у водопада») — одно из самых удивительных, загадочных и при этом малоизвестных мест Карельского перешейка, да и Ленинградской области в целом. Может быть, его развалины не так сильно впечатляют, как руины Херсонеса или Пантикапея в Крыму, но они не менее важны: это единственный известный крупный город карел-язычников до-славянской эпохи. Мир финно-угорских племён до активной христианизации в XIII—XV веках обычно представляют по принципу «живём в лесу, молимся колесу», что всё-таки не совсем верно.
С античных времен племена Восточно-Европейской равнины и Карельского перешейка торговали мехом и янтарем с цивилизованным миром. Активная торговля классовые отношения в этих племенах. В IX веке, до основания Новгорода и прихода славян, на острове Тиури посреди полноводной на тот момент Вуоксы существовало крупное поселение, в котором найдены западноевропейские монеты, стеклянные браслеты и другие привозные предметы вплоть до серёжек-гвоздиков из Византии.
Предположительно, в XI веке остров был покинут, но на рубеже XIII-XIV веков началось его повторное заселение. Считается, что новые укрепления построили в 1293 году в ответ на основание шведами Выборга, хотя прямых упоминаний нет.
В 1323 году вблизи Тиверского городка прошла установленная Ореховецким мирным договором граница между Новгородом и Швецией. Один из пунктов договора запрещал шведам и новгородцам строительство крепостей по обе стороны границы, что подтверждает строительство крепости в Тиверске ранее этой даты.
Приблизительно в 1330-х годах, во времена новгородского воеводы Валиты Корелянина, городище было окружено валом и в большей части — каменной стеной двухметровой высоты, сложенной насухо из больших валунов.
Середина XIV столетия стала эпохой расцвета Тиверска, когда среди карел были сильны и антишведские, и отчасти антирусские настроения.
По предположению учёных, город был оплотом языческой оппозиции, опорным пунктом карельской племенной верхушки. В северо-восточной части городища до сих пор сохранились огромные жертвенные камни, на которых после христианизации были выбиты равносторонние кресты в круге.
На конец XIV века приходится первое официальное упоминание Тиверска в «Списке городов дальних и ближних». В 1404 году Тиверск на короткое время был отдан в кормление последнему князю Смоленска — Юрию Святославичу, когда он перешел на службу к новгородцам. Через два года город у него отобрали, и князь сменил хозяина на князя московского.
В 1411 году Тиверск захватили шведы в ходе масштабного похода в Карелию, но вскоре город отбили новгородские дружины под руководством литовского князя Лугвения Ольгердовича. После этого Тиверск приходит в упадок, его значение стремительно падает и поселение исчезает. Параллельно возрастает значение соседней Корелы.
Про Тиверск забыли. В XVI веке, в период активной христианизации края окончательно ликвидировали языческое святилище. Именно тогда, вероятнее в 1530-е годы, на упомянутых жертвенных камнях были выбиты кресты.
Повторно городище обнаружили в 1840-е годы при прокладке через него почтовой дороги. Через полвека археологи здесь покопались археологи. Большая часть находок хранится в Национальном музее Финляндии (до 1940 года это была финская территория). Примерно в 400 метрах от городища есть крупное скопление каменных фундаментов — предположительное место неукреплённого посада города Тиверска.