Найти тему
Libertà

ОН НЕ ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Режиссер Кира Муратова, сценарий Веры Сторожевой фильм «Девочка и смерть». Эта короткометражная лента – последняя часть фильма Муратовой «Три истории».

Я пытаюсь поговорить именно о третьей истории по нескольким причинам. Сюжетно все 3 части не связаны. Поэтому можно спокойно обсуждать каждую из них. Еще одна причина – как раз в этой истории главную роль сыграл Олег Табаков. В фильме всего 2 персонажа – Старик и Девочка.

Тут я сразу должна сказать, что Табаков сыграл хорошо, и не случайно был выбран на эту роль. Я писала об этом актере в статье. Не могу сказать, что в корне изменила свое мнение после обсуждения. Но, все-таки кое в чем меня убедили. Хорошие роли у Олега Табакова были не только в молодости. Старик в трилогии Муратовой - одна из них. Кстати, никто из моих оппонентов ее не назвал в пылу спора.

Что же за девочка такая в этом фильме?

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Для меня, как для зрителя - отвратительное существо. Муратова любила парадоксы, и это один из них. Она умела показать то, что мы не хотим видеть, несмотря на то, что оно существует. В дальнейшем я буду называть Девочку «Существом», ибо она только внешне похожа на человека.

Она ничего не знает и не хочет ничему научиться. Старик, инвалид-колясочник, сосед по квартире этой прелестной семейки. Он мудрый, образованный человек и прекрасно понимает сущность соседей. У него есть четкое понятие добра и зла. Даже назвав в сердцах Существо «быдлом», Старик извиняется, понимая, что перед ним ребенок.

Он пытается научить Существо считать, играть в шахматы, как-то очеловечить его.

Я не стану пересказывать сюжет фильма. Возможно, что у тех, кто не видел его, появится желание посмотреть.

Финал фильма трагический. Но, мое мнение несколько расходится с мнением критиков, считающих, что «Существо» хотело получить кофемолку и свободу. (Старик не пускал ее гулять по просьбе матери.)

По-моему, несколько примитивно, даже для ребенка, убить человека, чтобы пойти гулять. Она, точнее, «оно» могло итак убежать, Старик же прикован к коляске.

Мне не давало покоя то, что Существо, не умеющее ни читать, ни писать, твердо выговаривает фразу о приватизации комнаты Старика, когда он умрет.

Думаю, что ради этого маленькое Существо совершило то, на что взрослый нормальный человек не способен. И совершило хладнокровно, даже весело.

Я даже догадываюсь, кто будет следующей жертвой Существа. Ее мать, конечно же. Рано, или поздно, Существо уничтожит и ее. Ради комнаты, кофемолки, не знаю точно, ради чего, но сделает это так же легко и без сожаления.

Небольшая аналогия в конце. Стивен Кинг наделяет своих героев сверхъестественными способностями. Он вселяет духов добра и зла. Не пытаюсь противопоставлять, или сравнивать Кинга и Муратову. Совершенно разные виды творчества.

Интересно то, что Муратовой удалось показать воплощение зла без вмешательства потусторонних сил. В обычной жизни, которая рядом с нами, может быть, даже ближе, чем мы думаем.

Спасибо всем, кто дочитал.

ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ ЧИТАТЕЛЕЙ ОБСУЖДАТЬ, СПОРИТЬ, СТАВИТЬ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ.