Найти тему
Край географии

Древние рецепты счастья и другие тайны залива Хаджи на Всемирной Парижской выставке 1900 года

Летом 1886 года по заданию Общества изучения Амурского края (г.Владивосток) учитель мужской гимназии, этнограф Василий Петрович Маргаритов (1854-1916) возглавил экспедицию в район Императорской гавани к орочам. Участники экспедиции провели перепись местного населения, был собран огромный этнографический материал о потомках джурдженей, а ещё представления народа нани (орочей) о способах приобретения удачи, богатства и счастья.

Маргаритов Василий Петрович
Маргаритов Василий Петрович

Таких способов в заливе Хаджи (в заливе Счастья) всего два.

1 вариант

Иногда в полночь в тайге Императорской гавани можно заметить сильный свет. Если подойти ближе, то появится сидящий человек в хорошей одежде, которая блестит как огонь. К этому человеку необходимо подкрасться, взяться крепко за край халата, достать нож и оторвать кусок от халата светящегося человека. Видение исчезнет, кусок халата нужно завернуть в бересту и не оглядываясь необходимо ступать домой. Дома помещают "добычу" в большой чуман из бересты (деревянное корыто, в которое "прибивают" икру).
С этого дня, чтобы человек ни делал, всё у него будет идти счастливо и удачно, всё принесёт богатство.

2 вариант

Зимой в самые лютые морозы в тайге можно найти павшее животное: олень, соболь или другое. В таких трупах, несмотря на сильный мороз, иногда может попасться живой червячок, под которым всегда красный шарик. Вот такой шарик кто найдёт и положит в амбар, тот будет жить счастливо и быстро разбогатеет.

Иллюстрации из монографии Маргаритова
Иллюстрации из монографии Маргаритова
Иллюстрации из монографии Маргаритова
Иллюстрации из монографии Маргаритова
Иллюстрации из монографии Маргаритова
Иллюстрации из монографии Маргаритова
Иллюстрации из монографии Маргаритова
Иллюстрации из монографии Маргаритова
Иллюстрации из монографии Маргаритова
Иллюстрации из монографии Маргаритова

Рецепты счастья, мифология, предметы быта, культуры и даже черепа орочей, полученные в экспедиции Маргаритова были признаны достоянием России. Культура потомков древней цивилизации чжурчжэней была представлена на Всемирной Парижской выставке 1900 года наравне с Транссибом, наравне с первыми русскими телефонными аппаратами и первым действующим прообразом радио, который лично представлял его изобретатель Александр Попов.

Панорама Транссиба на Всемирной Парижской выставке
Панорама Транссиба на Всемирной Парижской выставке

Тайны залива Хаджи, словно проект Красноярского железнодорожного моста или крымский шампанский завод «Новый Свет» князя Голицына, шоколад товарищества «Эйнем» (сегодня – фабрика «Красный Октябрь») и экспозиции Прохоровской мануфактуры, рассказывавшей о строительстве жилья для рабочих.

Общий вид моста через реку Енисей
Общий вид моста через реку Енисей

Орочская культура была представлена рядом с матрёшкой - новшеством в оригинальности формы и своеобразия росписи. Этот символ России появился на свет лишь незадолго до того в Сергиевом Посаде, и на выставке демонстрировался впервые вместе с этнографической коллекцией Маргаритова в Императорской Гавани.

Каталог русского отдела Всемирной Парижской выставки, Класс 113, Приамурский Отдел Русского Географического Общества и Владивостокского Общества для изучения Амурского края.
Каталог русского отдела Всемирной Парижской выставки, Класс 113, Приамурский Отдел Русского Географического Общества и Владивостокского Общества для изучения Амурского края.
Авеню Николая Второго с Малым и Большим дворцами на территории выставки.
Авеню Николая Второго с Малым и Большим дворцами на территории выставки.
Павильон Русских окраин со строениями в стиле Московского и Казанского Кремля. Внутри павильон был украшен 28 большими художественными панно со сценами жизни Средней Азии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Севера. Большая часть панно была выполнена Константином Коровиным.
Павильон Русских окраин со строениями в стиле Московского и Казанского Кремля. Внутри павильон был украшен 28 большими художественными панно со сценами жизни Средней Азии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Севера. Большая часть панно была выполнена Константином Коровиным.